Желаю здоровья, единая страна! Я не случайно сказал «единая». Начался седьмой день страшной войны. Войны, которую мы чувствуем одинаково. За это время у нас единства больше, чем за тридцать лет. Сначала нам было одинаково страшно, потом – одинаково больно. А сейчас всё одинаково. Кроме победы. Кроме правды. Кроме мира. Кроме покоя, к которому мы хотим прийти. Кроме жизней наших людей, за которых мы переживаем. Кроме Украины. За это время мы стали единым целым. Мы многое простили друг другу. Мы полюбили друг друга. Мы помогаем друг другу. Мы боимся друг за друга. Вчера утром на площади Свободы мы все были харьковчанами. Затем враг снес нас всех ударами по жилым домам в Бородянке. Вчера вечером нас всех бомбили в Киеве. И мы все снова погибли в Бабьем Яру – от ракетного удара. Хотя весь мир обещает, обещает постоянно – никогда снова.
Для любого нормального человека, знающего нашу историю, мировую историю, Бабий Яр – это особенная часть Киева. Особенная часть Европы. Место молитвы. Место памяти о ста тысячах людей, которых убили нацисты. Место старых киевских кладбищ. Кем нужно быть, чтобы сделать такое место мишенью для ракет? Вы убиваете жертв Холокоста во второй раз. Во времена советской власти там на костях построили телецентр. А еще – спортивный комплекс. Хозяйственные постройки. Сделали там парк. Чтобы затереть подлинную историю Бабьего Яра. Но за что его бомбили?.. Это уже за пределами человечности. Такой ракетный удар свидетельствует, что для многих людей в России наш Киев – совершенно чужой. Они ничего не знают о нашей столице. О нашей истории. Но у них есть приказ – стереть нашу историю. Стереть нашу страну. Стереть нас всех. В первый день войны жестоко бомбили Умань, куда каждый год приезжают сотни тысяч евреев помолиться. Затем – Бабий Яр, где были расстреляны сто тысяч евреев. Обращаюсь сейчас ко всем евреям мира – разве вы не видите, что происходит? Поэтому очень важно, чтобы сейчас вы, миллионы евреев по всему миру, не молчали. В молчании рождается нацизм. Поэтому кричите об убийствах мирных людей. Кричите об убийствах украинцев.
Прошлым вечером и этой ночью они продолжали бить по нашим городам. Бомбы. Ракеты. Артиллерия. По мирным людям. Снова. По жилым кварталам. Снова. Мариуполь, Харьков, Киев, Житомир и другие города и поселки Украины. Это не может объясняться ни одной человеческой причиной. Ни одной божьей причиной. Что же тогда дальше, если уже – Бабий Яр? Какие еще военные объекты угрожают Российской Федерации? Какие еще «базы НАТО»? Софийский собор? Лавра? Андреевская церковь? О чем бы они там ни мечтали – черт с ними! Потому что с нами – Бог!
За это время мы объединили Европу, мы объединили страны Европейского Союзы на новом уровне. Более высоком, чем формальный. Более высоком, чем межгосударственный. На уровне простых людей. Миллионов и миллионов европейцев. От Атлантики до пригорода Харькова, где продолжаются жестокие бои. Когда Европарламент стоя вчера аплодировал нам, нашей борьбе, это было оценкой наших усилий. Нашего объединения. За шесть дней войны – как тридцать лет. Поэтому Евросоюз и отвечает нам «да». Мы приступили к специальной ускоренной процедуре присоединения. Наши дипломаты и наши друзья объединяют мир ради Украины и мира еще больше. Нейтральная Швейцария поддержала санкции Евросоюза против российских олигархов, должностных лиц, против самого государства и компаний. Еще раз: нейтральная Швейцария! Чего тогда ждут некоторые другие страны? К нашей антивоенной коалиции присоединились те страны, на которые Москва еще неделю назад рассчитывала. Это чрезвычайный результат. Теперь нельзя оставаться нейтральными!
А каков итог для России? Флаг этого государства больше не увидят на спортивных турнирах. Современная мировая культура будет для них теперь закрытой. Российские товары убирают с полок магазинов по всему миру. Российские банки отключают от глобальной системы. Российские граждане теряют сбережения, теряют всякие перспективы. Российские матери теряют детей в совершенно чужой для них стране. Вдумайтесь в это число: около шести тысяч погибших россиян. Российских военных. За шесть дней войны. Это без подсчета потерь врага за прошлую ночь. Шесть тысяч. Чтобы получить что? Получить Украину? Это невозможно. Это не изменить ракетами. Бомбами. Танками. Любыми ударами. Мы – на своей родной земле. И за войну против нас будет Международный трибунал для них.
Украинцы! Прошла еще одна ночь полномасштабной войны России против нас, против людей, против Украины. Тяжелая ночь. Кто-то провел эту ночь в метро – в укрытии. Кто-то – в подвале. Кому-то повезло больше – поспали дома. Других приютили друзья и родственники. Семь ночей мы почти не спим. Или спим, но очень тревожно. Родные мои, придет время, когда мы сможем выспаться. Но это после войны. После победы. В мире, который нам нужен. Который мы всегда ценили. И который мы никогда не разрушали. Я прошу всех вас беречь своих близких. Беречь своих побратимов. Я восхищаюсь каждым из вас! Весь мир восхищается вами – от голливудских звезд до политиков. Сегодня вы, украинцы, – символ несокрушимости. Символ того, что люди в любой стране в любой момент могут стать лучшими людьми на земле.
Слава Украине!