Уважаемый господин Премьер-министр Рама!
Благодарю албанское председательство за организацию этого заседания.
Господин Генеральный секретарь!
Уважаемые дамы и господа!
От старта полномасштабной агрессии, начатой государством, которое до сих пор почему-то среди постоянных членов Совета Безопасности ООН, прошло уже 574 дня боли, потерь и борьбы. Россия убила по меньшей мере десятки тысяч людей и сделала миллионы беженцами, разрушив их дом.
Мировое большинство признает правду об этой войне. Это преступная и неспровоцированная агрессия России против нашей нации, целью которой является захват территории и ресурсов Украины. Но не только это. Цель государства-террориста – подорвать своей агрессией все плотины международных норм, которые должны защищать мир от войн.
И я благодарен всем в мире, кто признал агрессию России нарушением Устава ООН.
Украина осуществляет свое право на самооборону. Помогать Украине в этом оружием, применением санкций, оказанием всестороннего давления на агрессора, голосованием за соответствующие резолюции означает помогать защищать Устав ООН.
Резолюции Генеральной Ассамблеи подтверждают факт, что единственным источником этой войны является Россия. Впрочем, это ничего не изменило для России в ООН. Но именно подобные ситуации изменили все для ООН. Мы должны признать: Организация в тупике по отношению к агрессиям. Человечество уже не надеется на ООН, когда речь идет о защите суверенных границ наций. Лидеры мира ищут новые площадки, альянсы, которые могли бы снизить катастрофический объем проблем, которые здесь, в этих стенах, встречают риторику, а не решения, встречают стремление к компромиссам с убийцами, а не защиту жизни. Жизнь следует защищать бескомпромиссно, чтобы защита была успешной.
Но я не был бы сегодня здесь, если бы Украина не имела предложений именно по конкретным решениям.
Вчера в выступлении перед Генассамблеей я сказал о том, что Украинская формула мира стала основой, на которой можно модернизировать существующую архитектуру безопасности в мире, чтобы вернуть реальную силу Уставу ООН и международному порядку, основанному на четких правилах.
Хочу представить подробности – конкретные возможные действия на основе Формулы мира. Речь идет о пятом пункте Формулы мира. Его название «Выполнение Устава ООН и восстановление территориальной целостности Украины и мирового порядка».
Все в мире видят, что делает ООН недееспособной, к сожалению. В этом кресле в Совете Безопасности, которое Россия занимает незаконно из-за закулисных манипуляций после распада Советского Союза, сидят лжецы, чья работа – оправдывать агрессию и геноцид, совершаемый Россией. И все действия ООН – будь то Совет Безопасности или Генассамблея, – которые могли бы остановить эту агрессию, разбиваются о привилегию, которую дает это кресло агрессору. Вето в руках агрессора – вот то, что загнало ООН в тупик.
Сейчас какой бы нацией вы ни были: народом, который насчитывает сотни миллионов людей, или малой нацией, нацией, которая героически защищает свою независимость, или страной, чей давний опыт независимости может помочь другим, государством, нуждающимся в помощи, или нацией, которая может реально помочь, государством, опирающимся на свою армию, или таким государством, для которого Устав ООН, а не его армия является первой и последней линией обороны... Кем бы вы ни были, существующая система ООН делает вас все равно меньше, чем право вето, которое есть только у нескольких и используется одним – Россией – в ущерб всем остальным членам ООН.
В эти дни в Генассамблее очень часто звучит слово «неравенство». О неравенстве говорят разные нации – и те, кто больше, и те, кто меньше. Именно неравенство делает сейчас ООН недееспособной.
Мне жаль, что Совет Безопасности ООН сейчас – это лишь самая заметная в мире трибуна. Я верю, что ООН способна… Я знаю, что ООН способна на большее. Я уверен, что Устав ООН может реально работать ради мира, безопасности в глобальном масштабе. Но для этого многолетние разговоры и проекты реформирования ООН должны стать конкретным процессом реформирования ООН.
И речь должна идти не только о представительстве здесь, в Совете Безопасности. Применение права вето – вот что требует реформы, и это может стать ключевой реформой. Тем, что возвращает силу Уставу ООН.
Уважаемые дамы и господа!
574 дня полномасштабной российской агрессии – это 574 причины для перемен в этом зале. И голосов за такие перемены действительно миллиарды. Абсолютное большинство людей в мире стремится к миру без агрессий. В противоположность всем нам есть только одержимые в Москве. Вето не должно служить оружием для тех, кто одержим ненавистью и войной.
Мы видим в ООН рост поддержки идеи, что в случаях массовых жестоких преступлений против жизни людей необходим добровольный отказ от права вето. Но видим также, что Россия по собственной воле не отдаст украденной привилегии.
И именно поэтому Генеральной Ассамблее ООН следует дать реальную возможность преодолевать вето.
Это первый необходимый шаг.
Если войну невозможно остановить из-за того, что все усилия блокируются вето агрессора или того, кто потворствует агрессору, нужно выносить этот вопрос на рассмотрение Генеральной Ассамблеи. При условии набора двух третей голосов, которые будут отражать волю наций и из Азии, и из Африки, из Европы, из обеих Америк, из региона Тихого океана – глобального квалифицированного большинства, – вето должно реально преодолеваться, и такая резолюция Генассамблеи должна быть обязательной для выполнения всеми государствами-членами.
Второй шаг. Совет Безопасности ООН должен быть полностью подотчетным перед нациями мира. Я приветствую предложения разных лидеров расширить представительство наций в Совете Безопасности. Круг постоянных членов Совета Безопасности должен отражать современность. Современность и справедливость.
Украина считает несправедливым, когда миллиарды людей не имеют своего постоянного представительства в Совбезе. Африканский Союз должен быть здесь постоянно. Азия заслуживает широкого постоянного представительства – нельзя назвать нормальным, когда такие нации, как Япония, или Индия, или исламский мир, до сих пор за бортом постоянного представительства в Совете Безопасности. Следует учитывать изменения, которые произошли в Европе, а именно: Германия стала одним из ключевых глобальных гарантов мира и безопасности. И это факт. А значит, факт и то, что Германия заслуживает места среди постоянных членов Совбеза. Латинская Америка должна быть здесь представлена – постоянно. И государства Тихого океана.
Впрочем, нельзя ограничиваться вниманием только к тем, кто в топ-креслах. Требуется расширение участия и доступа к работе Совета Безопасности и его вспомогательных органов для всех членов Генеральной Ассамблеи, которых не признали агрессорами.
И в то же время любое участие любого государства – члена Совета Безопасности должно приостанавливаться на время, когда такое государство в нарушение Устава ООН идет агрессией против любой другой нации.
Третий шаг. Нужна система превенции агрессий путем раннего реагирования на действия, направленные против территориальной целостности и суверенитета государств. Пришло время это сделать. Нациям мира следует согласовать такой механизм реагирования на агрессии для защиты других, который каждый хотел бы для своей безопасности.
Российское вторжение в Украину показало, что именно может являться таким механизмом. Среди прочего – мощные санкции против агрессора. И не только на этапе, когда уже случилась Буча, но и на этапе, когда собирается армия вторжения. Каждый, кто хочет начать войну, должен видеть еще до своей роковой ошибки, что потеряет, когда начнет войну. Вопрос о применении превентивных санкций должен быть вынесен на рассмотрение Совета Безопасности ООН автоматически, когда любой член Генеральной Ассамблеи заявляет об угрозе агрессии.
Украинские солдаты сейчас своей кровью делают то, что Совбез ООН должен делать своими голосованиями – останавливают агрессию и защищают принципы Устава ООН.
А теперь что касается территориальной целостности. Этот элемент и Устава ООН, и нашей Формулы мира неразрывно связан с вопросом об очищении суверенной территории государства от оккупантов. Оккупация – это бездонный источник тротила под международным порядком, основанным на правилах. Поэтому я приведу пример конкретных действий, которые должны быть реализованы, чтобы архитектура безопасности была крепкой. На примере Украины. Очень конкретные вещи. Конкретные, как мы, украинцы.
Первое: полный вывод всех российских войск и военных формирований, включая Черноморский флот России или те дырявые корыта, которые от него останутся за время войны, а также вывод всех наемников и квазивоенных формирований России со всей суверенной территории Украины в пределах наших международно признанных границ 1991 года.
Второе: полный возврат Украине эффективного контроля над всей нашей государственной границей и исключительной экономической зоной в Черном и Азовском морях, а также в Керченском проливе.
Собственно, только выполнение таких двух пунктов приведет к честному, надежному и полному прекращению боевых действий.
Уважаемые дамы и господа!
Реформы таких международных институтов обычно производились по результатам больших трагедий, по результатам больших войн. Мы не должны ждать, когда завершится эта агрессия. Действовать нужно уже сейчас. Наше стремление к миру должно сделать реформу.
Когда я готовил Украинскую формулу мира, я черпал силу для ее пунктов исключительно из принципов Устава ООН и резолюций, принятых Генеральной Ассамблеей. Именно это и позволяет Украинской формуле мира становиться глобальной. Нации, которые присоединяются к работе с Формулой, осознают, что работают ради международного порядка, основанного на правилах, ради защиты территориальной целостности и суверенитета государств, защиты человеческих прав, недопущения агрессий и геноцидной политики. Естественно, что эпицентром такой работы должен быть этот зал – зал Совета Безопасности ООН и в большей степени – зал Генеральной Ассамблеи. Если для этого нужно провести реформу институтов ООН, значит, нужно не бояться реформы. Мы готовы совместно с членами ООН, принимающими участие в Формуле мира, работать над соответствующими проектами резолюций и поправок в Устав ООН.
И я хочу, чтобы для всех в мире было четким, что именно Украина предлагает, когда обращается к нациям мира с призывом присоединяться к совместной работе над реализацией Формулы мира.
Каждое государство может проявить свое лидерство в рамках того или иного или нескольких либо всех пунктов Формулы мира. Формируем группы согласно пунктам Формулы мира, в которых работают советники лидеров государств по вопросам национальной безопасности и дипломатические представители. В группах определяется перечень решений и нормотворческих предложений, которые должны быть имплементированы, чтобы соответствующий пункт Формулы мира был реализован. Мы готовы провести учредительный саммит лидеров. Далее – десять конференций на уровне советников, дипломатических представителей, глав парламентов согласно десяти пунктам Формулы мира. Впоследствии эти проекты, подготовленные советниками, выносятся на рассмотрение лидеров государств на соответствующем заключительном саммите.
Таким образом все нации мира, уважающие мир, могут реально принять участие в возвращении именно мира.
Сотрудничество – это всегда ключевое слово для Украины в международных отношениях. Именно это слово ключевое, именно для мира. Поэтому пусть царит мир! Пусть сильнее становятся наши с вами институты и наше с вами сотрудничество.
Я вам очень благодарен за возможность обратиться. Благодарю за приглашение. Благодарю за внимание!
Слава Украине!