Президент Украины

Поданный Президентом законопроект о возобновлении наказания за незаконное обогащение топ-чиновников принципиально отличается от предложенных ранее – Руслан Рябошапка

4 июня 2019 года - 18:04

Поданный Президентом законопроект о возобновлении наказания за незаконное обогащение топ-чиновников принципиально отличается от предложенных ранее – Руслан Рябошапка

Проект Закона о возобновлении наказания за незаконное обогащение топ-чиновников (р. н. 10 358), который Президент Украины Владимир Зеленский подал в парламент, принципиально отличается от предложенных ранее законопроектов.

Об этом на брифинге 4 июня заявил заместитель главы Администрации Президента Украины Руслан Рябошапка.

«Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства и местного самоуправления, и наказание за приобретение таких активов» предусматривает совершенно иной подход: не только уголовную ответственность, но и возможность конфискации или взыскания в доход государства так называемых необоснованных активов», – сообщил он.

По словам заместителя главы АПУ, эта норма была в действующем законодательстве, в частности в Гражданском процессуальном кодексе, но нынешняя формулировка не позволяла применять ее на практике.

«Мы изменили эту формулировку, и теперь есть возможность эффективно применять такой подход», – констатировал Руслан Рябошапка.

Он подчеркнул, что взыскание необоснованных активов в гражданско-правовом порядке применяется во многих странах и дает возможность более эффективно подходить к борьбе с коррупцией.

«Гражданская процедура значительно быстрее и эффективнее», – добавил заместитель главы Администрации Президента.

Чиновник также отметил, что гражданская процедура дает возможность ретроспективного применения. «То есть материалы дел, которые были ранее открыты НАБУ и САП, могут быть использованы снова. В порядке гражданской процедуры НАБУ и САП могут обратиться в суд с тем, чтобы взыскать эти необоснованные доходы в доход государства», – подчеркнул он.

В случае принятия законопроекта уголовная ответственность за незаконное обогащение будет наступать, когда размер незаконных активов будет являться значительным.

«Мы сознательно пошли на то, чтобы увеличить этот размер до 12 тысяч необлагаемых минимумов, что сейчас составляет около 15 млн 500 тысяч гривен», – отметил Руслан Рябошапка. По его словам, это было сделано, чтобы приоритизировать усилия антикоррупционных органов.

«Чтобы они не занимались мелкими делами и не тратили государственные ресурсы на наказание тех коррупционеров, которые не представляют большой общественной опасности для страны. Антикоррупционные органы работают с наиболее существенными коррупционными угрозами, топ-корупцией», – подчеркнул заместитель главы АПУ. Дела, в которых будут фигурировать суммы меньше указанной, будут рассматриваться в порядке гражданской процедуры и в порядке гражданско-правового взыскания активов в доход государства.

Виновные по уголовной статье должны быть наказаны лишением свободы на срок от пяти до 10 лет.

«Мы должны понимать, что, поскольку размер преступных активов такой большой, то, соответственно, санкция тоже должна быть достаточно жесткой», – отметил Руслан Рябошапка.

Предложенная редакция положения об уголовной ответственности за незаконное обогащение не будет нарушать принцип презумпции невиновности. Как известно, именно это стало основанием для признания Конституционным Судом Украины неконституционной предыдущей редакции соответствующего положения.

«Он практически не имеет ничего общего с тем законом, который был признан неконституционным. Поскольку решение Конституционного Суда базировалось на том, что существует тезис о доказательствах в диспозиции статьи в Уголовном кодексе. Сейчас этой законодательной конструкции нет. Поэтому нет оснований говорить о проблемах презумпции невиновности», – отметил Руслан Рябошапка.

В то же время заместитель главы Администрации Президента напомнил, что, по мнению отечественных и зарубежных экспертов, у Конституционного Суда не было оснований признавать неконституционной норму об уголовной ответственности за незаконное обогащение (в предыдущей редакции).

«Мы прекрасно понимаем, что решение Конституционного Суда было обосновано политическими, а не юридическими мотивами. Основная причина такого решения – попытки получить индульгенцию или амнистию капиталов той власти, которая уходила. Есть заключение европейских экспертов об отсутствии проблем с презумпцией невиновности в прежней редакции нормы о незаконном обогащении. Европейские эксперты так же сказали, что никаких оснований говорить о том, что та норма неконституционна, тоже не было», – подчеркнул Руслан Рябошапка.

Заместитель главы АПУ напомнил, что Владимир Зеленский, который в то время был кандидатом в Президенты, отмечал: возобновление ответственности за незаконное обогащение будет одним из первых его шагов.

«Вчера он (Президент) предложил новую редакцию этой статьи. Кроме того, предложен механизм, который дает возможность не «похоронить» дела, касающиеся незаконного обогащения чиновников и политиков, которые были открыты до признания указанной статьи УК неконституционной», – отметил Руслан Рябошапка.

Ожидается, что в четверг президентский законопроект должен быть включен в повестку дня ВР.

«Возможно, по ускоренной процедуре законопроект может быть принят парламентом, и уже вскоре мы будем иметь действующий закон», – подчеркнул он.

По словам заместителя главы АПУ, группа, которая работала над новым проектом Закона, стремилась учесть все возможные риски, поэтому проанализировала решение Конституционного Суда, а также консультировалась со специалистами из МВФ, Всемирного банка, с отечественными и зарубежными экспертами и практиками в этой области.

«Их советы были положены в основу этого законопроекта», – резюмировал Руслан Рябошапка.