Европейский Союз, США и другие партнеры Украины должны дополнить усиление санкций в отношении Российской Федерации установлением ограничения на цену нефти, которая экспортируется по морским путям, что до сих пор приносит доход российской военной машине. Об этом сказано в общей статье советника Президента Украины по вопросам экономики Олега Устенко и министра энергетики Германа Галущенко для международной медиаорганизации Project Syndicate.
Авторы отмечают, что Запад достиг значительного прогресса в разработке санкций, способных помешать захватнической войне Президента России Владимира Путина в Украине. Финансовые санкции, введенные после вторжения РФ, были эффективными, ведь замораживание резервов российского Центрального банка в значительной степени уничтожило «подушку безопасности» России на случай потрясений. С этого времени стабильность рубля обеспечивалась лишь жестким контролем над капиталом и длительным притоком валюты от продажи нефти и газа.
После долгих дебатов страны – члены ЕС решили через пять месяцев прекратить покупать российскую нефть, которую перевозят морскими путями. С учетом того, что Россия все еще экспортирует в ЕС около 1,25 млн баррелей нефти в день морским транспортом, сокращение этих поставок может оказать серьезное влияние на поток доходов Владимира Путина, прочность рубля и без того хрупкую российскую финансовую систему.
Но, по мнению Олега Устенко и Германа Галущенко, ждать пять месяцев, чтобы сломать российскую военную машину, недопустимо.
«С каждым днем российские войска убивают все больше украинцев. Мы не можем ждать. Нам нужен последний элемент стратегии, чтобы уменьшить поток средств, которые платят России за нефть и нефтепродукты, ограничивая тем самым доходы Кремля», – отмечают авторы.
По их данным, в мае текущего года только ЕС импортировал по морю российской нефти на сумму более 5 млрд долларов США, и такие объемы закупки сохранятся в июне.
По мнению авторов, полное эмбарго на экспорт нефти в остальные страны мира судами, принадлежащими ЕС, может привести к росту цен на этот энергоноситель. Это приведет к экономическим трудностям во всем мире и увеличит доход РФ. Это решение должно быть адаптировано к новым условиям.
Необходимо принять немедленные меры по ограничению цены, которую получает Россия за проданный баррель нефти.
«Мы поддерживаем недавние предложения министра финансов США Джанет Йеллен и Премьер-министра Италии Марио Драги по ограничению цены, которую получает Россия за баррель нефти. ЕС мог бы сделать это, используя свою покупательную способность в течение следующих пяти месяцев и тот факт, что большинство российской нефти – около 70% – перевозится на судах, принадлежащих, застрахованных и финансируемых организациями в ЕС, Соединенных Штатах, Великобритании и других союзных странах. Эти меры активно обсуждаются среди членов ЕС, и мы призываем все прочие страны присоединиться к ним», – сказано в статье Олега Устенко и Германа Галущенко.
Эксперты отмечают, что предельная стоимость добычи на имеющихся российских нефтяных месторождениях чрезвычайно мала, поэтому лимит цены необходимо установить на самом низком уровне, чтобы уменьшить доходы режима Владимира Путина. При этом поставки российской нефти на международный рынок будут продолжаться, что будет предотвращать краткосрочное негативное влияние на уровень цен во всем мире.
Это ограничение цены может быть реализовано несколькими способами: либо как прямое ограничение, либо как тариф. Преимущество тарифной или налоговой структуры заключается в том, что она генерирует доход, который можно использовать для покрытия расходов на размещение около 5 млн украинских беженцев, которые пребывают сейчас в ЕС, или для помощи другим людям с низким уровнем дохода, пострадавшим от последствий захватнической войны Владимира Путина.
По мнению авторов, если Россия откажется от поставок нефти по такой низкой цене и прекратит добычу, это окажет негативное влияние на ее нефтяные скважины и фактически остановит членство в ОПЭК+. Это приведет к убыткам для российской экономики и увеличит давление на рубль.
«Без твердой валюты Путину будет трудно покупать компоненты для своих ракет и другого оружия в других странах. Без государственных поступлений России придется печатать больше денег для поддержки своих военных усилий, что приведет к ускорению инфляции и ее дальнейшему краху», – резюмируют Олег Устенко и Герман Галущенко.