Большое спасибо за поддержку и за такие глубокие слова. Очень понятные важные слова, действия, месседжи от вас!
Уважаемый господин Президент!
Уважаемая госпожа Генеральный секретарь!
Уважаемые дамы и господа, присутствующие!
Уважаемые европейцы!
Я благодарен за возможность обратиться к вам сегодня.
В эти дни Украина каждое утро просыпается с двумя вопросами: что еще стало мишенью российского террора за ночь и где еще нашим силам удалось одержать победу над этими террористами?
И когда я говорю «в эти дни», я имею в виду не два дня или неделю. Не месяц.
Российская террористическая война продолжается против Украины уже 232 дня – после восьми лет войны на Донбассе.
Думаю, вы неплохо информированы о том, что приходится переживать в эти дни украинцам. У европейских медиа нет дефицита информации о конкретных проявлениях российского террора, о конкретном ходе этой войны. Достаточно эффективно работает и украинская делегация в ПАСЕ, отмечая то, что важно для Украины и всей Европы.
Поэтому не буду тратить время, чтобы рассказать о новых мишенях российских террористов и событиях на передовой. Хочу сосредоточиться на другом – на том, как и когда мы сможем поставить точку в «этих днях». Когда закончится война. Когда наступит мир. Когда будет восстановлена наша территориальная целостность и покой на всей украинской земле.
Помню, когда в 2019 году я стал Президентом Украины, наше государство переживало очень непростые отношения с Советом Европы. Тогда произошло возвращение российской делегации в зал ПАСЕ. Фактически была предпринята попытка списания всего, что делала Россия против Украины и европейских ценностей, начиная с 2014 года. Списания под прикрытием рассказов о том, что якобы нужно было сохранить диалог с Россией на всех возможных уровнях.
Тогда словом «диалог» маскировалось желание закрыть глаза на реальность. И даже хуже – этим словом маскировалось желание некоторых субъектов подсесть на коррумпированный поток денег из России в Европу, который наделал много бед в европейской политике.
В этом году уже нет ничего подобного. И я благодарен вам за это. Искренне благодарен.
Когда Россия начала полномасштабное вторжение, вы быстро приняли принципиальное решение и исключили государство-агрессора из Совета Европы. Вами приняты и резолюции, осуждающие российский террор и преступления этого государства против международного права. Принципиальность властвует и на всех других уровнях европейских институций.
Но что все это значит по существу? Это свидетельство того, что наконец-то начался настоящий диалог. Честный диалог. Необходимый диалог. И не просто слово «диалог», которое что-то маскирует. А реальный поиск решений. Диалог между европейцами. Диалог о том, как спасти жизни людей, и о том, как защитить наши с вами ценности. О том, как Европе выстоять, когда атакуется все, что является фундаментальным для мира, и когда эту атаку осуществляет не какая-то маргинальная политическая группа, что в Европе уже было, а когда атакует географически крупнейшее государство мира. Государство, которое десятилетиями готовилось к войне и превратило в свою идеологию уничтожение человеческих прав.
И мы с вами видим исторически важные результаты этого диалога в Европе – между европейцами. Видим действия, которые беспрецедентно усилили Европу.
Еще никогда в истории объединенная Европа не была такой мощной, как сейчас. Такой сконцентрированной на всем, что необходимо, чтобы не позволить российским террористам разрушать нашу с вами жизнь. Вот это – сила диалога.
Мы вместе изолируем Россию. Вместе наказываем за террор и заставляем чувствовать цену за развязанную ею войну.
Благодаря нашему диалогу мы имеем весомые программы поддержки Украины – оборонной и финансовой. И программы поддержки украинцев – тех, кто покинул родину, спасаясь от боевых действий.
Благодаря нашему диалогу сделано очень много для защиты Европы от российского энергетического оружия. То, к чему призывали десятилетиями, стало первоочередной задачей как национальных правительств, так и европейских институций.
И мы должны продолжать именно такой диалог. Диалог между нами. Диалог с нашими партнерами по всему миру.
Я прошу вас на всех уровнях – в политике, в медиа, в общении с избирателями – защищать предоставление Украине достаточного количества современных систем противовоздушной и противоракетной обороны. Уже в этом году мы должны защитить наше небо от террора России. Если это будет сделано, это будет фундаментальный шаг, чтобы уже в ближайшее время закончить и всю войну.
Мы должны продолжать наш диалог, чтобы еще больше сократить возможности России финансировать войну. В частности, жизненно необходимо лишить государство-агрессора доходов от экспорта нефти и газа. Россия должна увидеть ноль на счетах, чтобы задуматься о пользе мира. Именно таким должен быть смысл санкционных пакетов ЕС.
Мы должны продолжать наш диалог, чтобы в конце концов найти способ, как заставить Россию выполнить требование МАГАТЭ и, без преувеличения, всего человечества, то есть обеспечить демилитаризацию Запорожской атомной станции. Россия должна не просто вывести оттуда военную технику, а забрать всех своих боевиков.
Мы должны продолжать наш диалог для того, чтобы привлечь и Россию как государство-агрессора, и каждого из российских убийц и палачей к ответственности за все преступления на этой войне, за каждое проявление террора. Когда эти юридические механизмы будут созданы и заработают, это станет одной из мощнейших гарантий долгосрочного мира.
Дамы и господа! Уважаемые европейцы!
В этом году мы увидели, что Россия сознательно отбрасывает любой настоящий диалог с нами. Россия хочет говорить только на языке террора. И это факт.
Этот факт следует признавать на всех уровнях: политически, юридически и на поле боя в Украине – поддержкой наших оборонных возможностей. И я благодарю вас за то, что ПАСЕ может стать первой международной организацией, которая именно так определяет Россию – как государство-террориста.
Но мы увидели и мощь настоящего диалога между нами. Диалога о том, как остановить террор.
Как результат – Европа значительно сильнее, чем кто-либо думал. А потенциально наша способность защищать свободу, верховенство права, человеческие права, социальную справедливость еще сильнее, чем даже сейчас мы сами о себе думаем.
Европа может сыграть историческую роль в создании специального трибунала по преступлению агрессии России против Украины. Давайте это сделаем! Это будет лучший путь для защиты принципов международного права.
Европа может стать лидером в усилиях, чтобы возместить ущерб, нанесенный этой войной. Мы должны создать соответствующий компенсационный механизм – и предлагаем, как его создать. Соответствующий проект уже подготовлен Украиной. Я прошу вас поддержать его и в Европе, и на уровне Генеральной Ассамблеи ООН.
Тем более что именно в Европе сосредоточена львиная доля российских активов – как самого государства, так и коррупционеров и коррумпированного бизнеса, связанного с государством-агрессором. Российские активы должны быть направлены на компенсацию ущерба от войны.
Если положить руку на сердце, каждый из вас прекрасно знает, какие элементы должны быть в формуле мира. Все вы слышите, вокруг чего идет диалог в Украине, в Европе, в мире, чтобы закончить эту войну и вернуть мир.
Украина предложила свой путь к миру. Это европейский путь.
Путь диалога и принципиальности. Путь имплементации согласованных решений для защиты Украины и человечности и постоянного повышения цены для агрессора за войну. Путь привлеченных виновных в войне к ответственности и компенсации ущерба. Это путь к победе.
Он значительно короче, чем кажется. Но только при условии, что и диалог ради него честный – между всеми, кто действительно ценит свободу, и что этим словом «диалог» не маскируется желание закрыть глаза на войну.
Я благодарю вас за внимание!
Я благодарю вас за большую поддержку!
Да здравствует Европа!
Слава Украине!