Уважаемые дамы и господа!
Благодарю, что нашли время для этой очень важной для меня встречи.
Свое сегодняшнее выступление я хотел бы начать с небольшого ролика – с документальных кадров предыстории нынешних событий в Украине, того, что происходит сейчас, и того, куда мы направляемся.
В последнее время очень модно искать аналогии с российским вторжением в Украину и событиями, связанными с этой войной. Исторические параллели всегда неточные. Это в большей степени «да, но…», чем «в точности так». Но они позволяют представить возможное будущее с учетом опыта прошлого.
Что ж, мы очень рады, что путь от «второго Мюнхена» до «второго ленд-лиза» и второго фронта – на этот раз санкционного – мир прошел за считанные месяцы. Правда, сегодня очень странно выглядят попытки превратить нынешнюю Украину, которая успешно противостоит одной из самых многочисленных армий мира, во вторую Чехословакию. Все это время мы говорим, и я опять это подчеркну: не получится. Мы никогда не сдадимся.
Больше, чем кто-либо в мире, мы стремимся к миру. Но к миру – для нас важно – справедливого. Мир любой ценой – для нас не вариант. Не мы начали эту войну. Не мы захватили чужие территории. Но мы должны вернуть и вернем свои. Украина – это и Херсон, и Донецк, и Луганск, и Севастополь. Наш суверенитет и территориальная цельность – не предмет компромисса для нас. Такой подход не сработал в 1938 году, а теперь не сработает и подавно. Политическая культура России не предполагает режима диалога. Ее основа, как мы все видим, – террор, шантаж и принуждение. И, можно сказать, язык силы. Поэтому сделать так, чтобы война в Украине не переросла в войну в регионе и даже мировую войну, можно лишь одним способом: помочь Украине победить. И как можно скорее.
В первую очередь оружием. Я хотел бы сказать, пользуясь этой возможностью, что мы очень благодарны администрации Президента Байдена, обеим партиям и народу Соединенных Штатов за оказанную нам военную помощь. За беспрецедентную историческую поддержку и вдохновляющий пример для других. Америка в который раз подтвердила, что является лидером свободного мира, объединив демократические страны для сопротивления российской агрессии против Украины.
Мы искренне благодарны за ленд-лиз. Ваше оружие спасает сегодня, каждую минуту, каждую секунду, тысячи жизней. Не только наших солдат. Но также гражданских людей. Потому что для российских террористов, которые называют себя военными, мирные жители – это тоже абсолютно легитимные цели. Как и объекты инфраструктуры. А это значит, что любое оружие для Украины – оборонное оружие. И нашим союзникам и в Америке, и в Европе, и во всем мире это хорошо известно. Также должен вам сказать, что нам до сих пор не хватает тяжелого вооружения. Нам еще нужны высокоточные ракеты, нам нужны дроны, системы противовоздушной обороны, боеприпасы и многое другое. И очень важно, мы до сих пор ждем MLRS. Я это слово выучил, как и многие украинцы, на всю жизнь. Мы их еще ждем.
Так не должно быть. На первом, критическом этапе войны мы слишком много времени потратили на переговоры и согласование поставок, на поиски этого вооружения. Тем временем люди голыми руками в наших городах останавливали танки. Теперь, когда мы получили шанс на полное освобождение Украины от агрессора, тем более нельзя затягивать. У нас с Россией слишком разные потенциалы. Поэтому освободительная война Украины, война за свободу не должна превратиться в войну до последнего украинца. Ведь на этом она не закончится.
В случае успеха кремлевский кружок исторической реконструкции продолжит строить свою империю. Украина стоит между ней и свободным миром. Она защищает не только себя. Не только демократические ценности. Она защищает привычный для Запада образ жизни. Ведь, несмотря на надежду близоруких политиков, он не сохранится. Он исчезнет, если мы не победим. Тогда избиратели станут задавать им неудобные вопросы. В частности о преданных героях.
Впрочем, нам сейчас безразличны их возможные ответы. Нам необходимо оружие. Без ограничений. Немедленно. Я хотел бы повторить еще раз: мы очень благодарны за ленд-лиз. Но позволю себе бейсбольный термин: это первая база. Мы ведь настроены не просто на home run. Если верить Википедии, наша цель больше – grand slam. Нужно двигаться дальше. Все базы должны быть заняты.
Итак, второе, о чем я хотел бы сказать – это усиление санкционного давления. Чтобы принудить Россию к остановке войны, нужно лишить ее ресурсов – финансовых, технических, технологических. Нужны более агрессивные финансовые и энергетические санкции.
В марте Президент выступил с инициативой создать специальную санкционную группу. И после разговора с нашим другом, другом Украины Майклом Макфолом мы решили создать эту группу. Я счастлив, что и Atlantic Council присоединился к этой группе. Мы собрали команду международных и украинских экспертов. Майкл и я являемся сопредседателями этой группы, потому очень часто ее стали называть группой Ермака-Макфола. Она работает над оценкой механизмов санкций и их совершенствованием. Сегодня мы можем говорить об определенных результатах деятельности этой группы.
Мы уже обнародовали два подробных документа о том, какие санкции нужны и как их внедрять. Эти документы фактически являются пособиями по санкционной политике. За неимением времени приведу только ключевые направления. Сразу должен подчеркнуть, что здесь США, ЕС и другие демократии сделали немало. Но большая часть работы еще впереди.
На Кремль подействует только полный запрет и эмбарго на российские энергоносители. Ведь они являются и ключевым источником питания имперских амбиций России, и геополитическим оружием. Как мы об этом предупреждали, между прочим, еще в начале проекта Nord Stream 2. К сожалению, тогда нас не все услышали. Нынешняя ситуация дает уникальный шанс в кратчайшие сроки разрушить энергетическую диктатуру Москвы. Другими словами, перестройка модели энергопотребления Европы сегодня – мы считаем, что это самозащита и инвестиции в ее развитие. В том числе и зеленой энергетики. Энергетическая свобода и энергетическая демократия – это, нам кажется, ключ к будущему.
Также необходимы полные блокировочные санкции против всех российских банков, начиная с самых крупных. Расчеты за газ в рублях неприемлемы. Санкции должны предусматривать отключение от платежных систем, замораживание активов и их конфискацию.
Все санкции должны быть согласованы и синхронизированы. Для достижения максимальной эффективности абсолютно необходимы механизмы вторичных санкций против государств, бизнесов и частных лиц, которые помогают России уклоняться от них. Именно здесь США могут сыграть решающую роль.
Отправляемся на третью базу. Это экономическая помощь Украине. Мы без преувеличения поражены вчерашним решением Сената относительно дополнительных 40 миллиардов для Украины и безгранично благодарны за мощную поддержку, оказанную ранее. Надеемся также на содействие скорейшему послевоенному восстановлению нашей страны. Очевидно, что мы будем нуждаться в комплексных реанимационных средствах по примеру Плана Маршалла. Открытие рынков наших союзников и партнеров для украинских товаров должно дать толчок дальнейшему оздоровлению нашей экономики.
Послевоенная Украина, и мы не просто верим, мы уверены в этом, будет огромной строительной площадкой, полем для инноваций и инвестиций. Это шанс построить глобальную витрину успеха сообщества демократий. На инфраструктурном, технологическом и, конечно, на ценностном уровнях. Ведь кризис всегда открывает возможности. У Украины есть небывалый кредит доверия. Мы заплатили за него очень дорого – человеческой жизнью. Тысячей человеческих жизней. И благодаря этому мир увидел, что противоречие между политикой ценностей и realpolitik можно преодолеть. Те, кто сегодня поддерживают Украину, делают ценностный выбор, но этот выбор принесет дивиденды. Сегодня даже Голливуд и Кремниевая долина разбираются в таких вещах. И они с нами – по зову сердца и со взглядом в будущее. Это органический альянс свободы и предпринимательства. Потому что Украина сегодня – это фронтир. Земля отважных и искренних людей. Президент Зеленский, наши бойцы и весь украинский народ ежедневно это доказывают.
Вместе с тем справедливость – чтобы за восстановление платил агрессор. И платил очень дорого. Поэтому для нас крайне важен вопрос репараций и компенсации. Нужен легитимный международный механизм, который обеспечит компенсацию нанесенного Россией ущерба и будет действовать, несмотря на ее категорический отказ сотрудничать. Указом Президента Украины Зеленского уже создана профильная рабочая группа, которую я имею честь возглавлять. Наши и международные эксперты, в частности Маркиян Ключковский, Джереми Шарп, Амаль Клуни и многие другие, работают над проектом такого механизма, и вскоре мы представим его уже официально.
Home base. Восстановленное нужно уберечь. Украина будет оставаться форпостом демократии в Европе. Буквально. Следовательно, нам нужна безопасность. Нам нужны гарантии безопасности. Нужно, чтобы эта война стала для России последней. И если Москва утверждает, что воюет в Украине с Западом, открыто, Западу стоит приложить максимум усилий, чтобы Украина выиграла. Чтобы полностью восстановить свою территориальную целостность и суверенитет, а Россия не пыталась взять реванш. Следует четко осознать: говоря о гарантиях безопасности для себя, мы не просим. Мы предлагаем инвестировать в наше общее будущее.
Какими мы видим эти гарантии? Война научила нас верить только фактам. А они таковы. Мы живем среди обломков мирового порядка. Присутствие России в Совбезе ООН парализует деятельность этой организации. ОБСЕ потеряла смысл существования. НАТО – единственная на сегодняшний день институция, способная предоставить надежный зонтик безопасности своим членам. Однако ее дверь открыта для всех, кроме Украины.
В таких обстоятельствах мы вынуждены искать другие варианты. Ведь наша цель – сдерживание России от новой агрессии. Это может быть договор или система договоров, содержащих обязательства сторон по ее предотвращению. Для выработки подходов к решению этой проблемы мы должны наладить международную экспертную дискуссию. Думаю, среди присутствующих есть специалисты, готовые присоединиться к этой платформе. Так что будем рады, если вы согласитесь и сообщите об этом.
К сожалению, печальный опыт Будапештского меморандума убедил нас в одном: любое соглашение между Украиной и государствами-гарантами должно быть юридически обязательным и надлежащим образом ратифицированным парламентами этих стран. Очевидно, что мы не видим среди гарантов Россию, которая в основу своей политики положила террор и систематические нарушения базовых норм международного права.
Украина доказала свою стойкость на полях сражений, поэтому обеспечение максимальных возможностей для самозащиты должно стать одним из краеугольных камней этого соглашения. Никакие гарантии безопасности от третьих сторон не могут полностью заменить мощный оборонный потенциал Украины. Мы ожидаем, что государства-гаранты будут способствовать этому. В частности снятием всех политически обусловленных ограничений на поставку Украине конвенционных вооружений, а также углублением военно-технической интеграции и оборонного взаимодействия.
Из-за давнего решения европейцев не раздражать Кремль Украина не является членом НАТО. Она способна усилить обороноспособность черноморского и балтийского фасов Альянса. Это хорошее предложение, нам кажется. В целом же глубокое включение Украины в многосторонние форматы, которое улучшает ее интеграцию с международным сообществом, является важным фактором безопасности. Следовательно, мы не согласимся на альтернативы вступления в ЕС, которые снова начали звучать в последнее время.
Продолжительная и гибкая санкционная политика как предохранитель от реваншизма также должна оставаться среди ключевых факторов системы гарантий безопасности.
Этот комплекс мер мы считаем базовым. Он мог бы стать тестовой площадкой, а в дальнейшем и основой для создания мировой коалиции ответственных государств, которые в течение 24 часов будут готовы эффективно реагировать на любую агрессию. Напомним, что Президент Зеленский в марте предложил подобный формат сотрудничества. Мы называем его U24, United24.
На глобальном уровне эта система обеспечения безопасности может стать основой для новой архитектуры международных отношений, реформирования институций и восстановления вестфальских принципов равенства и уважения к суверенитету. В этом случае Соединенные Штаты могли бы сыграть ведущую роль в этом процессе, в очередной раз создав новую модель глобального лидерства.
Напоследок вернусь к не слишком точным историческим параллелям, которые сегодня довольно часто проводятся. В 1990 году Ирак вторгся в Кувейт под лозунгами «один народ» и «ответ на подготовку к агрессии». Чем это кончилось, вы все хорошо знаете. Здесь можно без возражений. Это не про историю. Это про будущее.
Я очень вам всем благодарен. И, пользуясь этим случаем, я хочу поблагодарить вас от имени всех украинцев за то, что вы нас поддерживаете, за то, что вы работаете и делаете свой вклад, я уверен, в очень скорую украинскую победу. Победу не только Украины, но и нашу общую победу.