Президент Украины

Выступление руководителя Офиса Президента Украины Андрея Ермака в аналитическом центре Chatham House

19 мая 2022 года - 21:26

Выступление руководителя Офиса Президента Украины Андрея Ермака в аналитическом центре Chatham House

Don't ever take a fence down until you know the reason it was put up. «Никогда не избавляйся от забора, если не знаешь, почему он был построен», – советует в книге «Вещь» (The Thing) Гилберт Кит Честертон. То есть непонимание причин нынешнего положения вещей может привести к неправильным действиям, которые это положение ухудшат.

О нашем нынешнем состоянии вы осведомлены. Украина успешно сопротивляется одной из самых многочисленных армий планеты. Значительно дольше, чем ожидали в мире.

Важно четко понимать: никакие уступки не могли бы остановить российское вторжение, кроме безусловной капитуляции, отказа от национальной идентичности, суверенитета и территориальной целостности. Фактического согласия на колониальный статус.

Политическая культура России не предполагает режима диалога. Ее основа – диктат. Язык силы. А силу Россия черпала в сотрудничестве с Западом. То, что ее ВПК не способен произвести – а это немало, – она покупала. Преимущественно за деньги от экспорта сырья. В первую очередь энергоносителей. И даже после того, как Москва совершенно ясно демонстрировала свои имперские амбиции в Грузии, в Украине, в Сирии, снова в Украине, нефть шла на Запад. Деньги шли в Россию. Продолжался business as usual.

Этому нужно положить конец.

Нынешняя война должна стать последней для России. Она должна завершиться полным восстановлением территориальной цельности и суверенитета Украины. То есть нашей победой. Нашей общей с цивилизованным миром победой. Сегодня Украина защищает не только себя. Украина сегодня – это Фермопилы Европы.

Помощь Украине – это способ снять противоречие между политикой ценностей и realpolitik. Это не только вопрос морального выбора, это инвестиция в европейскую и мировую безопасность. Так что позволю себе перефразировать выражение Честертона: не избегайте участия в построении забора, если вы знаете, ради чего он нужен. А вы знаете.

Он должен состоять из четырех частей. Первая – это оружие для Украины. Вторая – продолжение и усиление санкционного давления. Третья – налаживание механизмов репарации и экономическая помощь. Четвертая – построение надежной системы гарантий.

Итак, по пунктам.

Первое – оружие. Оно нам все еще нужно. Мы очень благодарны нашим союзникам за его поставки. Верим в искренность намерений полностью выполнить взятые на себя обязательства. Должен сказать, что нам все еще не хватает тяжелого вооружения. У нас до сих пор нет MLRS. Я это слово выучил, как и многие украинцы, на всю жизнь.

Такая техника способна спасти жизни наших людей. Не только военных. Ведь для россиян мирные жители Украины – тоже легитимные цели. Как и гражданская инфраструктура. Поэтому потеря времени нам обходится слишком дорого – во всех смыслах.

Оккупация и обстрелы атомных электростанций российскими войсками и шантаж ядерными ударами несут угрозу глобальной катастрофы. Невозможность эксплуатировать почти треть наших посевных площадей, систематическое уничтожение российскими войсками украинской аграрной и транспортной инфраструктуры, блокада наших морских портов – это элементы общей стратегии России с целью давления на международное сообщество. Угроза продовольственного кризиса и риск голода в десятках стран, о чем предупреждает уже руководство ООН, сегодня абсолютно реальны.

Нашей целью является быстрое установление мира. Чем дольше идет эта война, тем больше риски для всей планеты. Но этот мир должен быть справедливым. Суверенитет и территориальная целостность Украины – не тема для компромиссов. Россия должна оставить наши территории, включая украинский Крым и украинский Донбасс.

Как вы видите сегодня, наступление россиян захлебывается, они переходят к обороне, пытаясь удержать захваченные территории и создать предпосылки для очередного соглашения, которое вскоре нарушат. Как это было с двумя Минскими соглашениями. Для нас это недопустимо.

Нельзя снова давать агрессору шанс поглощать Европу кусками.

Поэтому очень важен здесь второй пункт, а именно санкции. Конечно, они не оказывают такого немедленного и непосредственного влияния на боевые действия, как поставки оружия. Но они способны ограничить возможности России проводить агрессивную политику. Они способны лишить ее финансов, технологий и материалов, необходимых для восстановления военного потенциала. Поэтому они должны быть долгосрочными. Эффективное наказание России также будет сдерживать других потенциальных агрессоров. Пяти действующих санкционных пакетов очевидно недостаточно для этого.

Ради этого в конце марта Президент Владимир Зеленский выступил с инициативой создать «санкционную» группу. После этого я предложил моему другу и другу Украины Майклу Макфолу собрать ведущих международных и украинских экспертов, которые в оперативном режиме занимались бы оценкой работы санкций и повышением их эффективности. Этот опыт уже оказался очень удачным, и, возможно, подобный формат следует внедрить в Европе. Мы к этому готовы.

В апреле наша команда представила План действий по усилению санкций против России. Среди главных целей – во-первых, полное эмбарго на российские энергоносители, парализация всего банковского сектора и доступа к финансовым рынкам. Надлежащее внимание следует уделять также координации действий партнеров и вторичных санкций против государств и компаний, которые помогают агрессору обходить ограничения.

В то же время важно провести тщательные расследования для нейтрализации коррупционного влияния России в странах Европы, Америки и других регионов мира.

Также очень важно признание России страной – спонсором терроризма. Это очень мощный и очень важный шаг. Как вы знаете, Сейм Литвы уже сделал это. И в Сенате США уже тоже зарегистрировали соответствующую резолюцию. Эти действия должны служить примером и другим государствам.

9 мая наша команда представила Дорожную карту – пошаговую стратегию с подробными рекомендациями для Евросоюза по внедрению энергетических санкций.

Это очень важно. Ведь с 24 февраля Европейский Союз ежедневно платил 800 миллионов долларов за импорт российской нефти и газа. Подчеркиваю: этими деньгами ЕС опосредованно финансировал российскую агрессию против нашей страны.

Такое содействие мы видели и раньше. В частности, при попытке реализации проекта «Северный поток – 2». Вы помните, что мы предупреждали, что Россия рассматривает и будет рассматривать такие проекты в качестве геополитического оружия. Предупреждали о неизбежности энергетического шантажа. Но нас не хотели слышать, пока не стало поздно.

Теперь мы хотим быть услышанными с первого раза. Мы предлагаем партнерам использовать уникальную возможность в короткие сроки избавиться от зависимости от российских энергоносителей. Разрушить энергетическую диктатуру. И лишить Россию геополитического оружия. Другими словами, перестройка модели энергопотребления в Европе сегодня – это самозащита и инвестиции в ее развитие и будущее. Энергетическая свобода и энергетическая демократия – ключ к будущему.

Поэтому мы приветствуем решение Еврокомиссии ввести полный запрет на импорт российской нефти. Приветствуем решительность тех правительств, которые воплощают энергетическое эмбарго. Наша Дорожная карта содержит рекомендации по уменьшению шока для европейских экономик. Это, в частности, регулируемый импортный налог (или тариф) и хранение средств за энергоносители на специальном эскроу-счете.

Мы приветствуем также аналогичную инициативу правительства США касательно внедрения Евросоюзом пошлин на российскую нефть. Тем более что средства от уплаты пошлины могут поступать в Фонд восстановления Украины.

Здесь мы подходим к следующей крайне важной проблеме. И это третий пункт – создание эффективного механизма возмещения Украине ущерба, нанесенного российской агрессией. Мы должны как можно скорее решить несколько проблем. Национальные суды и международные арбитражи не имеют соответствующей юрисдикции, Европейский суд по правам человека не может обеспечить принудительное исполнение своих решений, ООН почти парализована пребыванием России в Совбезе.

Источниками компенсаций могут быть как упомянутые специальные налоги и пошлины на российские энергоносители и транзакции, так и государственное и частное имущество. Однако зарубежные активы России защищены суверенным иммунитетом, а права олигархов – неприкосновенностью частной собственности. И это при том, что сама Россия попирает международное право, а капиталы так называемых кошельков Путина имеют преимущественно криминальное происхождение.

Следовательно, нам нужен легитимный международный механизм, который обеспечит компенсацию нанесенного Россией ущерба и будет действовать, несмотря на ее категорический отказ сотрудничать. Указом Президента уже создана профильная рабочая группа, которую я имею честь возглавлять. Наши и международные эксперты, в частности Маркиян Ключковский, Джереми Шарп, Амаль Клуни и многие другие, работают над проектом такого механизма, и вскоре он будет представлен. Мы рассматриваем соглашения о репарациях как элемент послевоенного восстановления Украины. Среди таких мер мы ожидаем также режим максимального допуска украинских товаров на рынки наших союзников и партнеров, запуск так называемого плана Маршалла для Украины.

Кейс восстановления Украины может стать историей успеха для всей Европы, ведь она будет огромной строительной и инвестиционной площадкой, которая может дать толчок развитию европейских экономик. Уже сейчас ряд стран курирует восстановление наших регионов. К примеру, Дания взялась за Николаевскую область, Великобритания готова заняться Киевщиной. Такой формат следовало бы распространить на остальные регионы. Украина может стать глобальной витриной успеха сообщества демократий, вобрав в себя все самое лучшее как на инфраструктурно-технологическом, так и на ценностном уровне. Ведь кризис открывает возможности.

Но эти приобретения нуждаются в надежной защите. То есть переходим к четвертому пункту.

Война приучила нас верить только фактам. А они таковы. Нынешняя система международных отношений разрушена усилиями России. Каждый день войны – стресс-тест для глобальных структур. В частности, в вопросе спасения людей из Мариуполя – сегодня это очень острая тема. Это самое большое испытание как для Международного комитета Красного Креста, так и для Организации Объединенных Наций за последние 70 лет. Должен отметить, что ООН и лично Генеральный секретарь господин Гутерриш, с которым я постоянно, по несколько раз ежедневно нахожусь на контакте по этому вопросу, сейчас активно участвуют в гуманитарной миссии в Мариуполе. Однако речь здесь идет о последствиях агрессии, а я хотел бы поговорить о ее предотвращении.

НАТО – единственный на сегодняшний день институт, способный предоставить надежный зонтик безопасности своим членам. Однако – я должен об этом сказать – из-за национального эгоизма ряда государств он продолжает политику двойных стандартов. Альянс поддерживает иллюзию открытых дверей для Украины, широко распахивая их для других стран. В таких обстоятельствах мы вынуждены искать другие варианты. Искать их вместе с нашими партнерами.

Каковы основные контуры безопасности самой Украины?

Здесь хотел бы подчеркнуть: мы не видим альтернативы членству в Европейском Союзе. Любые предложения по поводу его «заменителей», которые мы слышали в последнее время, считаем по определению неприемлемыми. Интеграция в Евросоюз для нас – не только способ модернизации, реформирования государства и увеличения ВВП, но и один из факторов обеспечения нашей безопасности.

Если вы выйдете на улицу Варшавы или Вильнюса, Праги, Парижа, Вены, или любой европейской столицы – спросите у простых прохожих, какая страна могла бы их защитить от России в случае нападения. Я уверен, очень многие из них назовут нашу страну, Украину. Назовут страну, которая сегодня не является членом НАТО, не является членом Европейского Союза. Сегодня, после этой войны, мы точно способны усилить эти организации. Мы можем стать для них ценным активом. И обычные люди в Европе и мире это понимают. Не пора ли политикам прислушаться к мнению своих избирателей?

У нас крайне негативный опыт Будапештского меморандума. Видим попытки некоторых крупных государств примирить Украину с Россией на условиях Кремля. В такой ситуации вынуждены настаивать, чтобы будущие гарантии безопасности имели юридически обязывающий характер и были ратифицированы всеми участниками.

Очевидно, что мы не видим среди гарантов Россию, систематически опровергающую основополагающий принцип международного права Pacta sunt servanda («Договоры должны соблюдаться»). Недопустимо даже обсуждать возможности для сохранения лица государством-агрессором и государством-террористом. Наши погибшие и пострадавшие нам этого не позволят.

Общей целью Украины и государств-гарантов должно быть сдерживание России от агрессии в будущем. В первую очередь это означает обеспечение обороноспособности Украины. Мы продемонстрировали всему миру, что можем сами противостоять в разы превосходящим силам врага.

И в будущем рассчитываем, что гаранты снимут все политически обусловленные ограничения на поставку Украине конвенционных вооружений и будут способствовать быстрому восстановлению и поддержанию ее оборонного потенциала на должном уровне. Особенно во время восстановления украинской промышленности.

Еще одним ключевым фактором системы гарантий безопасности должна оставаться длительная и гибкая санкционная политика.

Этот комплекс мер безопасности мог бы стать своеобразной тестовой площадкой и в дальнейшем – основой для создания мировой коалиции ответственных государств, которые в течение 24 часов будут готовы эффективно реагировать на любую агрессию. Напомню, наш Президент Владимир Зеленский еще в марте предложил такой формат сотрудничества. Мы называем его U24, United24.

Для построения этой системы нам придется модернизировать международное право. Прежде всего расширить определение агрессии, включив в него инструментарий современной гибридной войны.

Базовые международные организации нуждаются в реформировании. Здравый смысл подсказывает, что ни одна страна не может быть членом ООН, пока ведет себя как террорист и агрессор. Все права в ООН и других организациях они должны утрачивать в первые сутки с начала агрессии.

В перспективе система безопасности U24 должна стать глобальной. Ведь мир становится все более интегрированным. И если кто-то из-за размеров, богатства или амбиций считает, что вправе отбросить правила цивилизованного сосуществования… Ну что ж. Пожалуй, именно о таких Роберт Фрост сказал: «Хорошие соседи начинаются с хороших заборов» (Good fences make good neighbours).

Я очень благодарен вам за внимание. Я очень благодарен вам за поддержку. И знайте, что наша, я уверен, скорая победа будет общей победой. И все усилия наших друзей и партнеров украинцы никогда не забудут. Потому что сегодня эта война за свободу не только украинская. Она глобальная.