Дамы и господа, благодарю за возможность выступить сегодня здесь.
Уже полных три месяца мы сопротивляемся одной из самых многочисленных армий мира. Вы, я уверен, среди тех европейцев, кому не нужно объяснять, почему и зачем мы это делаем. Вы это просто знаете. Если вдруг нет, то вы можете спросить об этом у Боно и Эджа из U2. Они играли в Киевском метро, пока на поверхности выли сирены воздушной тревоги. Они все видели. И когда Боно говорил, что мы воюем не только за свою, но и за вашу свободу, он был прав. Это действительно так. Сегодня мы без преувеличения являемся щитом Европы.
Ирландия была среди тех государств, которые протянули Украине руку помощи в первые часы полномасштабного российского вторжения. Мы очень благодарны народу и правительству Ирландии за эту поддержку, за безотлагательную отмену виз и создание максимально благоприятных условий для беженцев из Украины. Благодарны также за последовательную позицию, которую Ирландская Республика занимала все восемь лет российской агрессии против Украины в вопросе необходимости соблюдения норм международного права и непризнания аннексии незаконно захваченных территорий нашей страны.
За эти восемь лет мир не смог остановить Россию. Не смог сдержать ее имперских намерений. Безнаказанное зло всегда становится сильнее, амбициознее.
Но Украина не покорилась. Она уже более трех месяцев оказывает сопротивление. Кремль не может ее покорить. И потому взялся за разрушение. Начал уничтожать ее промышленный и экономический потенциал. Регулярные ракетные и авиаудары, артиллерийские обстрелы населенных пунктов и критических объектов инфраструктуры ведется именно с этой целью.
Грабеж оккупированных территорий Украины носит масштабный и систематический характер. Это указывает на то, что мародерство является основой российской государственной политики на этих землях. Из южных районов, которые пребывают под контролем российских войск, в РФ вывезено уже сотни тысяч тонн украинского зерна. В то же время Россия отказывается предоставлять зеленые коридоры для экспорта нашей сельхозпродукции. Это очевидный шантаж мирового сообщества дефицитом продовольствия, ведь до войны Украина выступала гарантом продовольственной безопасности 400 млн человек на планете.
Это уже четвертый тип шантажа, к которому прибегает Кремль за время агрессии против Украины. Этому предшествовали угрозы Евросоюзу энергетическим голодом, возможной катастрофой на одной из захваченных украинских АЭС, ударом с применением ядерного оружия. Мы не знаем, к чему еще могут привести действия России в ее стремлении к господству. Но мы знаем точно: ее следует остановить.
Нам сейчас очень тяжело. Из-за боевых действий страну покинули 5 миллионов человек. Еще столько же внутренне перемещенных лиц. Десятки тысяч мирных жителей погибли в результате российского вторжения. Война забрала 35% украинского ВВП. Мы потеряли более 200 заводов. Наши прямые убытки уже превышают 600 миллиардов долларов США.
Несмотря ни на что, Украина продолжает защищаться. На востоке и юге продолжаются ожесточенные бои. Мы обязательно должны победить. Иначе Украина просто исчезнет как нация и государство. Наша победа тем ближе, чем большую помощь оказывает международное сообщество. Любую – военно-техническую, политическую, финансовую или гуманитарную.
Чрезвычайно большой поддержкой для Украины в сдерживании агрессии является усиление санкционного давления на Россию. Я хотел бы рассказать о созданной по инициативе Президента Зеленского международной экспертной группе, которую я имею честь возглавлять вместе с Послом Майклом Макфолом и которая уже представила два документа – План по усилению санкций и санкционную Дорожную карту, которые содержат подробные рекомендации по скоординированной и согласованной санкционной политике.
Украина приветствует движение Евросоюза к внедрению шестого санкционного пакета. Ключевая его часть – полное эмбарго на российскую нефть. Это нужно сделать как можно скорее. Энергоносители составляют львиную долю доходов российского бюджета. Поэтому, покупая их, Европа финансирует российскую военную машину.
Евросоюз отвечает на агрессию России порционным наращиванием санкций и постепенным увеличением снабжения оружием Украины. Это слишком долго и неэффективно. Мы предлагаем изменить подход. Следует сделать то, чего россияне не ждут. Массированный санкционный удар, усиленный максимальным количеством тяжелых вооружений для Вооруженных Сил Украины, не только поможет спасти тысячи жизней. Он также позволит избежать затяжной войны, к которой уже подготовилась Россия. Мы просим вас доносить до партнеров в Европарламенте важность такого подхода. Также будем благодарны за политическое и любое другое содействие получению вооружений, в которых нуждается Украина.
Не менее важно и то, что продолжение санкционного давления на Россию будет служить одним из предохранителей против дальнейших попыток агрессии в отношении Украины – вместе с другими механизмами обеспечения безопасности. Соответствующая экспертная группа, которую я возглавляю совместно с экс-генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном, уже работает над возможными способами создания этих механизмов. Мы были бы рады видеть в ней представителей Ирландии – государства с большим опытом миротворческой деятельности.
Пользуясь случаем, поздравляю Ирландию с началом председательства в Комитете министров Совета Европы. Но хочу предложить включить в повестку дня Комитета вопросы соблюдения государствами-членами своих обязательств относительно общей санкционной политики. Расследование преступлений российских войск могло бы стать еще одним вопросом украинской повестки дня в работе Комитета.
Я думаю, не будет преувеличением сказать, что Ирландия является технологическим и финансовым хабом Европы. Иногда транснациональные компании пытаются вести business as usual до последней возможности. Но в случае с Россией business as usual – это содействие агрессии. Независимо от того, в чем этот бизнес состоит. Москва неоднократно демонстрировала свою способность использовать в качестве элемента гибридной войны даже сотрудничество в гуманитарной сфере. Не следует забывать, что это всегда завершается провоцированием гражданских конфликтов, диверсиями и политическими убийствами.
Когда мы просим о помощи – мы говорим не о благотворительности. Это инвестиция. В общую европейскую безопасность. В общее европейское будущее. Не в последнюю очередь именно с таких позиций мы рассматриваем перспективы вступления в ЕС.
Украина заплатила за свой выбор очень высокую цену. И все еще продолжает платить. И в этом вопросе важен каждый голос в ее поддержку. Поэтому я просил бы присутствующих сегодня здесь приложить все усилия, чтобы европейская перспектива Украины как можно скорее стала реальностью.
Нам нередко приходилось слышать, что вступлению Украины в ЕС мешает коррупция. Что ж, нечего скрывать: подпитываемая Россией коррупция в ЕС действительно стала для нас камнем преткновения в данном вопросе. Но с этим нужно покончить.
Мы были в восторге от действий ваших рыбаков, которые защитили исключительную экономическую зону Ирландии от учений российского флота. Это был очень утонченный и красивый ход. Уверен, знаменитая ирландская смекалка пригодится украинцам. И сегодня, и после войны, когда мы будем отстраивать нашу зеленую страну. Готов поспорить, Джонни Кэш мог бы насчитать 40 оттенков зеленого и в Украине – хотя бы раз в полгода.
Наше правительство уже работает над U24 Recovery Plan. Восстановление Украины будет основываться на двух принципах: региональном и параметрическом. Региональный принцип будет содействовать партнерам в восстановлении определенного региона, города или общины. Параметрический означает, что восстановление будет происходить по современным параметрам и стандартам Европейского Союза. Мы предлагаем Ирландии поучаствовать в этой программе. Вслед за Президентом Владимиром Зеленским я приглашаю Ирландию помочь нам с восстановлением Херсонской области.
У нас очень широкое пространство для сотрудничества. Сельское хозяйство, фармацевтика, пищевая промышленность, приборостроение, сфера услуг – you name it.
Особо отмечу возможности IT-сектора. Еще до войны Украина ввела революционный режим налогообложения в этой области – Дія.City. Он продолжает эффективно работать даже в сложившихся обстоятельствах.
Наша будущая безопасность будет зависеть от способности адаптировать и внедрять такие технологии, как искусственный интеллект, автономное управление и киберзащита. Украина могла бы сотрудничать с Ирландией как с высокотехнологичной страной в этих вопросах.
Как у вас говорят, успех состоит в том, чтобы подняться на раз больше, чем упал. Это именно то, что нам нужно. Поэтому помогите нам подняться. Я уверен, вы сможете убедиться, что Украина умеет отблагодарить.
Большое спасибо за ваше внимание!