Большое спасибо!
Господин Генеральный прокурор!
Добрый день, уважаемые коллеги, приветствую всех вас в этом формате.
Уважаемая Урсула, уважаемые коллеги!
Благодарю вас за возможность сегодня поработать ради правосудия и справедливости!
78 лет назад Европа получила едва ли не самый важный шанс в своей долгой истории – шанс на устойчивый и действительно долгосрочный мир.
В чем заключался этот шанс?
Не только в отказе стран от агрессий, не только в политических инструментах, которые объединяли Европу – когда-то враждующие государства, – чтобы не допустить любых новых шагов в отношении агрессий, любых новых агрессий, но и в наказании. В наказании за агрессию, которая принесла величайшую катастрофу ХХ века – мы все понимаем, что это Вторая мировая война.
Главный виновник той катастрофы не добрался до зала трибунала. Он лично, в бункере, вынес себе очевидный приговор. Но его сообщники, в том числе ключевые фигуры агрессии, были наказаны именно в юридической плоскости. Именно так наказаны, как человечество цивилизованным способом наказывает любых преступников: обвинение, судебный процесс, приговор и его реализация. И это служило крепкой опорой мира – тот конкретный пример, когда нарушители мира были наказаны всем миром. Цивилизованно наказаны!
К сожалению, через 68 лет после того приговора Нюрнбергского трибунала Европа снова ощутила удар агрессии. Увидела, что появился режим, который просто не верит, что мир сейчас способен наказать нарушителей мира. Россия начала в 14-м году агрессию против Украины и сделала ее в 22-м году полномасштабной, потому что в руководстве России воцарилось такое мнение, будто Европа оставила историю историкам и что народы и политики Европы не отважатся реально защищать свои ценности, не отважатся бороться против новой агрессии так, как это нужно, чтобы защититься.
Мы должны доказать, что агрессор ошибался во всем! И не только в своих военных расчетах, не только в том, как он оценивал наше лидерство, наши государственные и экономические системы. Но и в том, как он оценивал наше отношение именно к справедливости.
Наши ценности для нас – настоящие. И мы будем их защищать! Следовательно, мы сделаем все возможное, чтобы главный виновник этой агрессии и все его сообщники были привлечены к ответственности за все совершенное ими – без исключения!
В первую очередь это касается преступления агрессии. Это преступление России поставило теперь уже и XXI век на грань глобальной катастрофы. Это преступление призывает нас к правосудию.
И наше правосудие должно быть быстрее, чем их отчаяние в их бункерах, которое уже очевидно есть.
Наше правосудие должно доказать международное единство в справедливости, как это было и в Нюрнберге. К сожалению, у Международного уголовного суда, чью деятельность мы полностью поддерживаем, нет юрисдикции в отношении преступления агрессии. Именно поэтому необходим трибунал, чтобы дополнить глобальную юридическую систему. Я рад объявить, что в нашей общей группе, которая работает для наказания агрессора – это наша Сore Group, – уже 37 государств. И это количество будет расти – мы постоянно работаем, чтобы наша коалиция защитников справедливости увеличивалась.
Напомню, что о создании Нюрнбергского трибунала вначале договаривались только четыре государства. Всего в коалицию ради того трибунала вошли 24 государства. Нас сейчас существенно больше, и среди нас – не только европейские страны. Нашей совместной работой мы доказываем, что стремление к справедливости – глобальное.
И уже этим летом приступит к работе Международный центр по уголовному преследованию преступления российской агрессии – начнет свою работу в Гааге. Это будет практический шаг в разработке материалов для трибунала. Так что мы двигаемся вперед, двигаемся шаг за шагом.
Мы можем дискутировать между собой о том, какой должна быть модель спецтрибунала по преступлению агрессии России против Украины, чтобы достичь главной цели – справедливости. Мы можем говорить о порядке шагов, которые приведут к запуску трибунала… Мы же демократические нации, и говорить и согласовывать для нас – это нормальное, обычное дело. Но еще раз подчеркиваю: это должен быть трибунал.
Я рад, что между нами – абсолютно четкое согласие о том, что ответственность агрессора за преступление должна быть неизбежной. И именно ответственность агрессора за преступление агрессии.
9 мая 45-го года после того, как накануне – 8 мая – произошла капитуляция нацистской агрессии, мир уже активно двигался к правосудию в отношении агрессора. 9 мая текущего года аналогичное наше движение еще активнее, еще многочисленнее, и я хочу поблагодарить всех вас за это! Спасибо каждому и каждой, кто приближает начало работы спецтрибунала по преступлению агрессии России против Украины!
Пусть шанс нашей Европы и мира на устойчивый и действительно долгосрочный мир без агрессий будет реализован!
Большое спасибо!
Слава Украине!