Уважаемый господин Президент Кассис!
Уважаемая госпожа Президент фон дер Ляйен!
Уважаемый господин Премьер-министр Фиала!
Дорогие участники конференции!
Дамы и господа!
Прежде всего хочу поблагодарить господина Президента Швейцарии и его команду и всех, кто принимал участие в организации нашей конференции. Именно эта конференция и ее решения могут стать первым шагом к исторической победе демократического мира.
Война России против Украины – это не просто попытка захватить нашу землю и уничтожить наши государственные институции, сломить нашу независимость. Это гораздо более широкое – мировоззренческое противостояние.
Построенная в России антидемократическая и антиевропейская система пытается доказать, что она якобы сильнее, чем все мы – и Украина, и Европа, и демократический мир. Она пытается доказать, что Европа якобы слаба и якобы не способна защищать свои ценности. Такой мировоззренческий мотив прослеживается во всех действиях российского государства как в отношении Украины, так и в отношении всех вас.
И все созданные Россией кризисы – инфляционный, продовольственный, энергетический, миграционный, контуры которого уже есть, – это именно мировоззренческое, идеологическое испытание.
Но все-таки наиболее жестокое его проявление – это агрессия России против нашего государства, против нас – первых, кого она хочет вернуть в свою зону контроля в Европе.
Посмотрите, что делает Россия, разрушая Украину. Россия уничтожает пространство всего, что имеет значение для нас и для любой свободной человеческой жизни.
За четыре месяца полномасштабного вторжения в Украине уничтожены 2102 образовательных объекта. Это школы, это университеты, детские сады... Когда российская армия применяет артиллерию против детского сада или сбрасывает бомбы на школу, она ведь разрушает не просто стены и не просто здания. Это сознательное уничтожение образовательного пространства – пространства, в котором происходит социализация детей, в котором люди учатся быть людьми.
Все наши общества только оправились после пандемии ковида, когда долгое время обучение было дистанционным. Как только все начало восстанавливаться, как только дети могли оказаться в привычном пространстве общения, пространстве друзей, учебы, как пришла Россия и своими ударами пытается сказать, что у нас вообще не будет этого пространства – нашего образования.
Для чего России обстрелы больниц? Как вообще они могут отдавать приказ на авиационный удар по больнице или роддому? Это манифестация России, которая якобы способна уничтожить саму возможность цивилизации для Украины – базовую гуманность, которая есть в каждой нормальной стране. Россия показывает, что даже лечить, даже рожать детей украинцы не смогут.
799 объектов медицинской инфраструктуры уничтожены с 24 февраля до конца июня. В какой еще стране, в какой еще войне за такой короткий срок было уничтожено столько медицинских объектов?
Это все – сознательная тактика России, не просто обстрелы, а ставка именно в идеологическом противостоянии. Государство-террорист надеется, что такие разрушения станут доказательством якобы несостоятельности демократической системы и европейского выбора нашего народа дать людям не то что нормальную, но вообще жизнь.
Посмотрите на системное уничтожение российской армией жилых кварталов наших городов и постоянный ракетный террор. Для чего они это делают? Это ведь не сугубо военная тактика...
У каждого человека есть пространство своего дома. И это не только отдельная квартира или дом, часть города или сельской местности, где человек общается, работает, видится с друзьями, любит, воспитывает детей, ездит к родителям. Именно для того российские оккупанты расстреливают из танков жилые дома или накрывают городские кварталы артиллерией, именно для того они направляют ракеты на дома, чтобы уничтожить все это пространство жизни, чтобы убить в людях чувство дома.
Более 12 миллионов украинцев были вынуждены стать переселенцами из-за этой войны. А сколько из них все-таки вернутся домой, даже если будут иметь, куда вернуться именно там, где жили раньше? После такой жестокой войны и таких варварских российских ударов многим людям будет очень сложно снова обрести это чувство – чувство настоящего дома.
Агрессия России все еще продолжается, а уже около 80 тысяч объектов разрушены. Это десятки миллионов квадратных метров площади... И когда мы видим такие потери, мы должны видеть не просто сломанные стены и не просто разбитый кирпич, не просто выжженные коридоры или комнаты, а миллионы человеческих судеб, которые никогда не будут такими, как раньше. Мы должны видеть мечты, которых больше нет. Любовь, которая стала невозможной. Мы должны видеть детей, которые могли бы жить такой же жизнью, как у каждого и каждой из вас, но теперь их жизнь разрушена. Многих украинских детей Россия лишила не просто дома или друзей, а сделала сиротами, убила их братьев, сестер...
Стремление России к тому, чтобы сделать такие руины и такие потери якобы «видением» демократии и Европы. Этой агрессией Россия хочет доказать, что якобы ей подвластна не просто территория, а жизнь как таковая, и что она может решать за всех, будет ли у них жизнь вообще.
Потому эта война не просто наша, не просто локальная – где-то на востоке Европы. Нет. Это нападение России на все, что является ценностью для нас с вами. Поэтому и восстановление Украины – это не локальный проект, не проект одного народа, а общая задача всего демократического мира – всех стран, которые могут сказать о себе: мы цивилизованные.
Отстроить Украину – это восстановить принципы жизни, восстановить пространство жизни, восстановить то, что делает людей людьми. Конечно, это означает строительство, масштабное строительство. Конечно, это означает огромное финансирование и колоссальные инвестиции. Конечно, это означает совершенно новый уровень безопасности по всей нашей стране, которой и дальше жить рядом с Россией.
Но это означает также новый технологический уровень. Это означает также возможность наших с вами стран, наших с вами компаний, наших с вами специалистов показать, почему свобода более могущественна, чем любая тирания.
Еще весной мы начали предлагать нашим партнерам присоединиться к проекту восстановления Украины. Уже тогда было очевидно, что это будет самый большой проект нашего времени – экономический, технологический, социальный, а главное – мировоззренческий.
И я благодарен странам, которые положительно восприняли наши предложения взять шефство над пострадавшими от войны регионами, городами или отраслями. В частности, благодарен Дании за готовность стать шефом при восстановлении города Николаева. Благодарен Британии за интерес к восстановлению Киевской области. И так же я приглашаю все страны цивилизованного мира, амбициозные компании и специалистов присоединиться к нашим усилиям.
Кроме всего прочего, это позволит создать миллионы новых связей в демократическом мире, в Европе, между нашими странами. Каждый город, каждая община, каждая восстановленная отрасль будет иметь историческое свидетельство о том, кто этому помогал. Только представьте: это не просто флаги страны-партнера на въезде в город, а вплетенность в новую ткань жизни в Украине, традиций и достояние всех тех, кто работал над восстановлением.
И, безусловно, я благодарен Европейской комиссии за инициативу создать специальную европейскую платформу восстановления Украины.
Однако все инициативы, планы, амбиции должны быть в единой системе, в которой не только нужды, но и чувства украинцев будут на первом месте. Поэтому Украина предлагает свой национальный План восстановления, на фундаменте которого можно будет реализовать каждую инициативу, каждую идею, а также рационально и именно в украинских интересах использовать средства, которые будут направляться на восстановление.
И среди ключевых принципов я отметил бы такие: максимальная безопасность, максимальная технологичность, максимальное соблюдение экологических стандартов, максимальное применение «зеленых» технологий, максимальная реализация принципов безбарьерности; максимальная направленность на интересы общин, максимальная прозрачность при планировании, использовании средств, отборе проектов. А также – максимальное укоренение проекта восстановления в реальной экономической жизни Украины, чтобы реализовать все это и чтобы результаты восстановления работали долгосрочно, а значит – это создание рабочих мест и новых производств в Украине, локализация вашего бизнеса, ваших бизнес-процессов в Украине.
Конечно, речь идет не только о восстановлении материи жизни, но и об институциональном развитии. Наше государство стало кандидатом на вступление в Европейский Союз. Движение к обретению полноправного членства предполагает реформы. Но и восстановление Украины предполагает реформы.
Мы должны еще усилить наши институции, мы должны еще обновлять стандарты жизни. Наша цель в том, чтобы Украина стала не только самой свободной страной в Европе и самой удобной для жизни и бизнеса, но и чтобы мы быстрее всех, кто двигался в Европейский Союз, выполнили политическую часть работы.
Мы можем это сделать – так же, как мы уже сделали самую большую реформу для стран европейского сообщества. И это, я считаю, самая главная реформа, и мы ее уже реализовали. Реформа прочности Европейского Союза – это фактически реформа ЕС. Европейский Союз по-настоящему объединен – мощно объединен теперь благодаря нам, благодаря Украине. Благодаря нашей реформе мы актуализировали каждую из базовых ценностей Европы. Также поддержка нашего государства со стороны стран НАТО означает, что мы максимально объединили Альянс. Такой объединенности Альянса не было десятки лет.
И восстановление Украины станет для нас всех такой же большой реформой, потому что все мы вместе объединим демократический мир настолько, что каждый увидит: мировоззрение свободных людей всегда побеждает. Мир увидит, что никто и никогда не сможет достичь войной своих целей.
Но сейчас я хочу сделать также один важный именно локальный акцент.
Нам необходимо действовать уже в это время. Значительную территорию Украины мы уже освободили – это более тысячи населенных пунктов. Для значительной территории сохраняются вызовы – конечно же, экономические, энергетические, социальные. Восстановить школьное обучение, обеспечить медицину для людей, дать переселенцам жилье, гарантировать украинцам работу, защитить энергетику – это все важно именно сейчас, а особенно накануне зимы.
Поэтому Украина представляет два уровня действий: стратегический – и это означает восстановление всей страны, а также тактический. Нам нужна эта тактическая помощь. Это означает необходимость уже сейчас быстро восстанавливать все, что можно восстановить.
Дамы и господа!
Пока сохраняются руины, сохраняется и война. Пока агрессор может надеяться, что саму основу жизни он уничтожит, долгосрочного мира не будет.
Вот почему восстановление Украины будет самым большим вкладом в поддержание глобального мира из всех возможных. Мы можем доказать, что демократический мир сильнее, Европа – сильнее, что наши ценности невозможно разрушить. И мы это обязательно сделаем!
Большое спасибо за внимание!
Приглашаю вас всех в наше прекрасное государство, лучшее в мире – в Украину, чтобы работать вместе с нами.
Слава Украине!