Заместитель руководителя Офиса Президента Андрей Смирнов на встрече с французскими журналистами рассказал о наиболее желательных для Украины путях создания международного трибунала.
«Весь цивилизованный мир наблюдал за преступлениями агрессии, которые совершала Россия в течение многих лет. В 2008-м они начали агрессию против Грузии, в 2014 году оккупировали Крым и часть Донбасса. Каждый раз армия России входила в соседние государства», – отметил Андрей Смирнов.
Но, подчеркнул он, ни разу российское руководство не было наказано за агрессию, несмотря на то что это международно признанное преступление.
«Мы задали себе вопрос: как заставить мир проснуться и осудить Россию за ведение агрессивных войн? И поняли, что действовать через Совбез ООН будет невозможно, поскольку Россия имеет там право вето. Также нельзя добиться рассмотрения преступления агрессии Международным уголовным судом, потому что Россия не ратифицировала Римский устав», – объяснил заместитель руководителя Офиса Президента.
Единственным легитимным и юридически правильным путем решения проблемы, по словам Андрея Смирнова, будет создание специального международного трибунала в форме многостороннего международного договора.
«Остановившись на этой модели, мы начали убеждать мир в необходимости ее принятия. Мы получили четыре решения Европарламента, шесть решений ПАСЕ и множество решений парламентов стран, включая парламент Франции, в защиту нашего проекта. В январе мы запустили работу core group, в которую вошли 20 государств, изучающих возможную модель трибунала», – сказал Андрей Смирнов.
По результатам практических дискуссий с союзниками Украины и другими странами цивилизованного мира на сегодняшний день подготовлены три модели основания и работы трибунала. Первая – создание трибунала на основе соглашения Украины и Организации Объединенных Наций с принятием соответствующей резолюции ГА ООН. Вторая – формирование трибунала на основе многостороннего открытого международного договора между государствами цивилизованного мира. Третья – создание специального трибунала как суда, который будет работать на основе украинского права и украинской юрисдикции (то есть будет частью судебной системы Украины) с привлечением международного элемента к его формированию и деятельности (международные судьи и прокуроры, расположение в Европе, международная поддержка).
«Если коротко, первые два варианта приемлемы и действительно продемонстрируют готовность мира заставить агрессора отвечать за содеянное. Третий, гибридный вариант, предполагает риски сужения юридической оценки продолжающейся агрессии до уровня «межгосударственного конфликта». Миру нужен максимально широкий территориально международный институт ответственности за агрессию с максимальным уровнем легитимности и признания. Именно так мы снимем все другие противоречивые вопросы, в частности о персональных и функциональных иммунитетах должностных лиц страны-агрессора», – убежден Андрей Смирнов.