Дамы и господа!
Уважаемое студенчество, преподаватели, профессора, ученые!
16 минут 19 секунд. Это рекорд The Boat Race, легендарных соревнований по академической гребле на Темзе между Оксфордом и Кембриджем. И первая в истории регата прошла именно в этот день, 10 июня, почти 200 лет назад.
Да, это лишь красивый символический факт, и я буду откровенным: для этой речи он не делает большой погоды. Я мог бы сравнить настоящее в Украине с тяжелым заплывом: против течения, волны и шторм, где наше государство – «рулевой», плывет к свободе, противодействует «русскому военному кораблю», и нам важно чувствовать, что мы не одни. Что все страны свободного мира – в одной лодке. И Украина не должна на 107-й день войны подавать всем сигнал SOS! Я мог бы сказать больше, но буду откровенным: я не хочу, чтобы эта речь длилась 16 минут 19 секунд.
Хотя опять-таки буду откровенным: она имела все шансы быть таковой. Готовясь к встрече, я много прочитал об истории и традициях ваших учебных заведений. Чтобы мы говорили на одном языке. Чтобы рассказать о настоящем Украины крайне четко, ясно и понятно для каждого из вас.
107 дней подряд Украина и наш народ героически противодействуют агрессии РФ. Наша несокрушимость для многих стала загадкой и чудом. Как Оксфордский электрический звонок и его конструкция: до сих пор доподлинно неизвестно, как это устроено и как это работает. Так и Украина, которая 107 дней подряд непрерывно генерирует энергию, которая оказывает сопротивление второй армии мира и защищает себя и Европу, и если у Украины сядут батарейки – вот это будет настоящий энергетический кризис на планете.
107 дней подряд мы проходим экзамен на выживание. Каждый день мы словно сдаем кембриджский трайпос. На стуле с тремя ножками, под рев сирены воздушной тревоги.
107 дней подряд Украина противостоит варварам, извергам, дементорам. Армии того, чье имя, по мнению некоторых политиков, нельзя называть. Тем более отказываться покупать у него нефть, газ и тому подобное.
107 дней мы противостоим врагу, который не читал одного из основателей Лондонской школы экономики Бернарда Шоу. Не признает мировоззрения, что теперь, когда мы научились летать в воздухе, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле как люди!
Врагу, не признающему истины, за которую сражался ректор Бирмингемского университета, лауреат Нобелевской премии мира и архитектор Лиги Наций Роберт Сесил. О жизненно необходимой для человечества потребности разрешать конфликты не в окопах, а за столом. Преимуществом аргументов, а не ракет.
107 дней подряд мы противодействуем государству, которое страдает новой формой цветовой болезни. Говорит на белое черное, на черное – белое. Заявляет о мирных целях, но делает своими целями мирные города и села, убивает женщин и детей, называя это самозащитой.
80 лет назад Манчестер пережил рождественские бомбардировки. В этом году весной вся Украина пережила пасхальные бомбардировки. 80 лет назад нацисты ровняли с землей Ковентри. В этом году рашисты создали на территории Украины десятки новых Ковентри. Это Буча, Ирпень, Бородянка, Харьков, Мариуполь.
107 дней подряд мы противодействуем ядерному государству, которое за незнание международного права заслуживает wooden spoon, а за его нарушение – Премии Дарвина.
Как видите, я был совершенно откровенен, когда говорил, что готовился к нашему разговору серьезно. Уместны ли в такие времена ирония и юмор с моей стороны? Иначе просто никак. Невозможно.
Я мог бы проводить еще много аналогий, цитировать сотни достойных выпускников ваших вузов, но буду откровенным: я больше хочу спросить, а что вы знаете о нас?
Недавно студенты Эдинбургского университета уличили своего профессора в том, что на лекциях, рассказывая о войне в Украине, он распространяет российскую пропаганду и ложь. Я прощу прощения за тавтологию. Эта новость, как и сотни других сигналов, которые мы видим и слышим от вас, свидетельствует как минимум о трех вещах. Война в Украине вам небезразлична, ложь об этой войне – заметна и отвратительна, а правда – известна, нужна и важна.
В то же время вы знаете правду об Украине и войне. Знаете об Украине из-за войны. Вы читаете об обстрелах Харькова, Запорожья, Одессы, Мариуполя. Но знаете ли вы, что эти города – побратимы Лидса, Бирмингема, Ливерпуля? Слышали ли вы о «Киевском письме»? Документе времен Украины-Руси, которому более 1000 лет, хранящемся в библиотеке Кембриджа? О королеве Маргарите, первой святой Шотландии, внучке Великого князя Киевского Ярослава Мудрого? Слышали ли вы об основателе Донецка – валлийском инженере Джоне Хьюзе? Или об основателе Луганска – шотландце Чарльзе Гаскойне, который построил в Украине первую угольную шахту?
Вопрос не в том, что у нас с вами есть общие страницы истории. Я не стремлюсь кого-то сейчас этим удивить. Суть в том, что это лучше всего описывает сущность войны, которую ведет Россия против нас. Ее цель – стереть нашу историю, стереть нашу государственность, нашу идентичность, перечеркнуть наше существование как таковое. Сказать, что нас никогда не было. Что мы – искусственно созданный народ, как будто мы не люди, а сорт растений или вид животных. Обесценить нашу культуру, унизить наш язык, зачеркнуть наше искусство. Наших музыкантов, писателей, философов, ученых, конструкторов, изобретателей, всех великих правителей и всех великих воинов Киевской Руси, Запорожской Сечи, которые были, которые есть и будут.
Цель России – стереть все ассоциации об Украине, кроме войны. Украина без прошлого, без светлых моментов настоящего, а значит, без права на будущее.
Почему, спросите вы, Россия это делает? Потому что имеет глобальную фобию на государственном уровне. Это фобия свободы. Для них это незнакомая, неизвестная, а потому очень пугающая сила. Даже если свобода не в их, а в соседней стране. Свобода рядом. Для РФ это опасно близко. Она хочет это уничтожить. Но она проиграет. Мы воюем за свое будущее, они – за чужое прошлое.
Но время таких стран и правителей истекло. А наше время – это наше время, это будущее. И это – активный голос. Active voice. Real voice. Voice of truth, honor, wisdom and freedom.
И давайте этим голосом поговорим с вами сегодня! Не хочется, чтобы эта речь длилась 16 минут 19 секунд. Давайте уже, наконец, начнем! И буду откровенным, я буду очень откровенным.
Слава Украине!