Запуск национального авиаперевозчика, новые современные аэродромы, трансформация Международного аэропорта Борисполь в восточноевропейский авиахаб, возрождение авиастроения и усиление сотрудничества с Европейским Союзом – это цели на ближайшие годы, заявил Президент Украины Владимир Зеленский в ходе форума «Большое строительство: авиация и туризм».
«Я всегда говорил о том, что нам очень нужны проекты, которые сшивают нашу страну – Украину. Как метафорически, так и в прямом смысле слова – практически, проектно», – сказал Президент, отметив, что когда-то строительство самолетов стало одним из важных магистральных проектов Европейского Союза.
«Сегодня важный день – мы возвращаем миру идею о европейском самолете. Теперь это наша, украинская мечта, общая с коллегами из Европы. В Украине есть прекрасный «Антонов», все производственные мощности для полного цикла создания современного самолета. Это не просто, но мы уже это делаем. Это и cargo-самолеты, и государственный заказ. В текущем году строят три самолета для нашего государства. У нас есть все мощности для серийного производства, вплоть до обеспечения комплексной послепродажной поддержки», – отметил Владимир Зеленский.
В то же время, по словам Президента, продолжаются переговоры с западными партнерами относительно создания в Украине современного авиахаба по переоборудованию пассажирских самолетов в грузовые.
С целью реализации государственных интересов в сфере авиаперевозок в рамках программы «Большое строительство» создается национальный авиаперевозчик.
«Помимо обещаний, переходим к практической реализации – это наш национальный авиаперевозчик, его создание будет начато официально уже сегодня. Мы готовы инвестировать в воздушный флот, загружать украинских производителей и привлекать мировых лидеров к объединенным проектам в авиастроительстве», – подчеркнул Глава государства.
По словам Владимира Зеленского, рабочее название будущей компании – Ukrainian National Airlines (UNA, «Украинские национальные авиалинии»). Уже есть подтверждение экономической целесообразности этого проекта от французских консультантов.
«Однако воплощение этой идеи – это не только увеличение прибыли и пассажиропотока, но и в целом вопрос статуса, имиджа, престижа нашего государства. Наш национальный авиаперевозчик – независимый от любых других групп и других влияний», – отметил Президент.
В то же время, по его словам, Украина сегодня инвестирует миллиарды гривен в модернизацию региональных аэропортов, в строительство новых взлетно-посадочных полос и терминалов в Черновцах, Ровно, Житомире, Кривом Роге, Киеве, Днепре, Харькове, Запорожье, на Одесчине, в Херсоне, Виннице, Полтаве.
«Также мы готовимся к строительству еще двух (недавно решили этот важный стратегический вопрос) новых аэропортов на востоке Украины и еще одного нового аэропорта на Закарпатье. Мы сшиваем наше государство открытым небом», – подчеркнул Владимир Зеленский.
Также он напомнил о главном событии этого года – подписании соглашения об открытом небе с Европейским Союзом, которое также часто называют вторым безвизом.
«Соглашение о Совместном авиационном пространстве с Украиной уникально, поскольку Европейский Союз не имеет ни с одной страной мира авиационных соглашений именно на таких условиях. В частности, Украина сохраняет свои полномочия как государства – производителя авиационной техники. Это очень важно для нашего отечественного бренда «Антонов», соответствующие сертификационные полномочия также сохраняются за Украиной», – отметил Глава государства.
«Запуск национального перевозчика, новые современные аэропорты – это вопрос не об единичных случаях, это уже десяток новых современных аэропортов – это большой шаг вперед. Трансформация Международного аэропорта Борисполь в самый мощный восточноевропейский авиахаб, возрождение нашего современного украинского авиастроения и усиление промышленного сотрудничества в формате Украина – страны Европейского Союза – это главные цели для нас, для министерства, для «Большого строительства», которые мы ставим на ближайшие годы. Очевидно – амбициозные, разумеется – непростые, но, уверен, – выполнимые», – подчеркнул Президент.
Премьер-министр Денис Шмигаль отметил, что уникальное географическое положение Украины способствует тому, чтобы страна стала крупным региональным и туристическим хабом.
По мнению руководителя правительства, в ближайшее время можно ожидать роста в отраслях авиаперевозок и туризма. Развитию этих отраслей будет способствовать подписанное соглашение об открытом небе, позволяющее либерализовать отношения с европейскими авиаперевозчиками, сделать путешествия самолетом для украинцев более доступными и открывает возможность для признания сертификатов самолетов украинского производства.
«Это дает перспективу в отношении инвестиций авиакомпаний в соответствующую инфраструктуру и поддерживает нашу школу авиастроения», – подчеркнул Премьер-министр.
Не менее важны, по словам Дениса Шмыгаля, государственные инвестиции в развитие авиационной инфраструктуры, которые только в текущем году достигли 3,4 млрд грн.
Еще одним фактором глава правительства назвал развитие отечественного авиастроения. По его словам, Государственная целевая научно-техническая программа развития авиационной промышленности на 2021-2030 годы содержит дорожную карту развития авиастроения, которую разрабатывали с учетом лучшего мирового опыта.
«Общий объем инвестиций в эти годы в развитие украинского авиастроительства составит более 34 миллиардов гривен, а 45 высокотехнологичных предприятий авиастроения до 1 января 2025 года получили налоговые льготы», – отметил он.
По словам Премьер-министра, обновленная стратегия предполагает модернизацию производства пассажирских и транспортных самолетов семейства Ан, вертолетов «Ми», беспилотных летательных аппаратов, импортозамещения товаров российского производства.
Министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков в свою очередь рассказал, что рассматривается вопрос о снижении ставки НДС для внутренних авиаперевозок. По его словам, как компромисс сейчас обсуждается снижение ставки с 20% до 7%, что будет стимулом для украинских авиаперевозчиков сделать перелеты внутри страны дешевле.
Представитель правительства заверил, что создание национального авиаперевозчика не должно пугать частные компании, ведь «рынок будет расти, и всем хватит места». По его убеждению, национальный авиаперевозчик должен помочь защитить стратегические интересы государства в сфере авиаперевозок, в частности при необходимости срочного перемещения людей в условиях закрытия границ или из горячих точек планеты.
Александр Кубраков отметил, что, согласно проведенным расчетам, национальная авиакомпания должна стать прибыльной через пять лет.
Глава Министерства инфраструктуры также заметил, что Украина в текущем году возобновляет транзит самолетов над территорией Черного моря, которую она контролирует.
«Благодаря нашей совместной работе с «Украэрорухом», с МИДом мы видим, что большая часть авиакомпаний начала использовать наше авиационное пространство. Соответствующие показатели за текущий год выросли в три раза. Динамика возобновления воздушного движения у нас превышает среднеевропейский показатель. И от этого растут наши доходы», – сообщил министр.