Господин Председатель Совета министров Марио Драги!
Господин Маки Салл, Президент Африканского союза, Президент Сенегала!
Господин Генеральный секретарь Матиас Корманн!
Дамы и господа!
Я рад возможности обратиться к вам сегодня.
Сегодня, когда мир в условиях сразу нескольких глобальных кризисов – продовольственного, энергетического и ценностного, я бы использовал именно это понятие, чтобы охарактеризовать кризис, который часто называют геополитическим, – «ценностный». И я чуть позже объясню, почему это так.
Год назад, в такое же летнее время, как сейчас, когда эти три кризиса готовились, и готовились непосредственно Россией, мир не хотел видеть, куда он движется. Не хотел видеть, как много может зависеть от развития ситуации здесь, в нашей части Европы.
Война России против Украины и, если взять шире, агрессия России против всех правил жизни в Европе и мире привели к тяжелым последствиям. Десятки тысяч человек убиты. Сотни городов и сел в Украине разрушены. Около 12 миллионов человек в Украине стали вынужденными переселенцами, и это отражает самый большой миграционный кризис в Европе со времен Второй мировой войны. Черное море, которое является одним из ключевых маршрутов для экспорта продовольственной продукции, заблокировано российским флотом. Сотни миллионов людей на разных континентах оказались на пороге как минимум недостатка продовольствия, как максимум – голода, за который Россия будет нести полную ответственность. Европа переживает одну из самых сложных энергетических ситуаций в своей истории.
И это мы еще не знаем, какие другие кризисы готовит Россия свободному миру. Что будет, если российская армия применит оружие массового поражения? Что будет, если в результате российских ударов возникнет угроза, например, для источников питьевой воды в нашем регионе? Или угроза радиационного либо химического загрязнения бассейна Черного моря, а следовательно, и части Средиземного моря?
Когда в прошлом году Украина предупреждала мир о российских приготовлениях и отмечала необходимость жестких превентивных санкций против России, чтобы в Москве хотя бы почувствовали, что любая агрессия не сойдет ей с рук, в мире нас не услышали.
Когда мы говорили, что политика России в отношении энергетического покорения Европы преследует цель создания проблем не только Украине и нашей газотранспортной системе, но и всем европейцам, это не воспринималось в полной мере некоторыми лидерами самой Европы.
А когда мы предупреждали, что агрессивные действия России по блокированию свободного мореплавания в Азовском море приведут к значительно большим негативным последствиям, многие в мире просто не хотели в это верить и откровенно говорили, что это якобы невозможно.
Но вот все это не просто возможно. Вот это произошло. И произошло потому, что России не показали своевременно, что мир умеет быть жестким, когда необходимо защищать общие интересы. Базовые интересы – мир, безопасность, свободу, свободную торговлю и предсказуемость жизни.
Дамы и господа!
Мир долго не признавал важности Украины и весомости наших предупреждений. Но Россия всегда знала, что несколько шагов против нашего государства, несколько шагов именно в нашем регионе – и последствия ощутят на всех континентах.
Именно поэтому России требуется контроль над Украиной. Именно потому это базовый интерес мира сейчас – помогать защите Украины.
Нужно как можно скорее закончить войну России против нашего государства, чтобы можно было гарантировать надежность поставок продовольствия через Черное море. Поскольку именно украинский аграрный экспорт выполняет стабилизационную роль на глобальном рынке.
И Россия должна ответить за то, что провоцирует против Европы новую миграционную волну, используя жителей и Африки, и Азии просто как заложников. В отношении России должны быть применены долгосрочные болезненные санкции именно на глобальном уровне.
Также не может быть и речи о продолжении членства России в FAO – Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Что там делать России, если она работает на голод для как минимум четырехсот миллионов, а как максимум – для более миллиарда человек?
Нужно как можно скорее обеспечить долгосрочную безопасность Украине, чтобы мы могли благодаря «зеленой» энергетической трансформации, благодаря «зеленому» водороду гарантировать долгосрочную энергетическую безопасность Европы и заместить российское ископаемое топливо на нашем континенте.
И, конечно, нужно как можно скорее взяться за послевоенное восстановление Украины, чтобы гарантировать, что ни одна из экологических угроз, созданных Россией во время войны против Украины, не ударит по нашим людям и соседним народам.
Украинский Донбасс, который Россия просто уничтожает жестокими ракетными, авиационными, артиллерийскими ударами, был одним из заметных промышленных регионов мира. А это – глубокие угольные шахты, металлургические и химические предприятия. Любые боевые действия в таком регионе, тем более с применением оружия, которое сейчас использует Россия, это угроза загрязнения для огромной территории. Угроза загрязнения подземных вод и рек, а значит, и бассейна Азовского и Черного морей. Только представьте, какого уровня могут быть потери, какого уровня это ущерб для Европы и мира.
Дамы и господа!
В начале я сказал, что мир оказался в условиях ценностного кризиса. В чем он проявляется? Нет таких правительств и стран, нет таких международных организаций, которые не понимали бы глобальных угроз от российской агрессии. Но есть и такие правительства, и такие страны, и такие международные организации, которые считают, что могут отсидеться и не реагировать на происходящее.
Это и есть проблема ценностей, а не геополитики. О геополитике говорят, когда не хотят признавать, что отказываются от ценностей.
Я благодарен вам за то, что вы остаетесь принципиальными. За то, что вы действительно готовы защищать ценности. Потому что именно на основе ценностей возможны стабильное развитие и устойчивость прогресса.
Это было правильное решение, когда вы свернули все сотрудничество с Россией и прекратили процесс присоединения России к Организации экономического сотрудничества и развития, когда вы закрыли офис Организации в Москве. И это должно служить примером для других международных организаций.
Мы должны и в дальнейшем и на уровне международных организаций, и на уровне стран использовать все инструменты давления на Россию, чтобы остановить ее агрессивную политику. Мир должен убрать все, что мешает сотрудничеству и развитию, а российская агрессия – это первое ключевое препятствие, первая ключевая угроза.
И я верю, что уже в ближайшее время мы сможем начать использовать в послевоенном восстановлении Украины весь опыт ОЭСР, который базируется на воплощении исторически весомого Плана Маршалла.
Я благодарен за решение открыть в Киеве, в нашей столице региональный офис Организации. Это признание значения нашей страны, нашего региона для глобального сотрудничества и развития.
И я надеюсь, господин Генеральный секретарь, господин Матиас, что очень скоро мы сможем встретиться с вами в нашем киевском офисе Организации экономического сотрудничества и развития.
Благодарю за внимание!
Слава Украине!