В этот день шесть лет назад был принят Закон «О Национальном антикоррупционном бюро Украины». Этим решением действующий в то время парламент открыл второй фронт защиты нашего государства – от коррупции. Врага не менее коварного, чем тот, который угрожает нам на востоке страны. Но многих ли успехов мы достигли в борьбе именно на этом фронте?
Приходится констатировать, что мы все еще пребываем в самом начале тяжелой борьбы с коррупционными кланами. Которые буквально убивают перспективы нашей экономики и веру в социальную справедливость. Делают государство неконкурентоспособным. К сожалению, развитие антикоррупционной инфраструктуры долгие годы затягивалась. Преступники получали политическое прикрытие. А возможности коррупционеров ставить под сомнение деятельность антикоррупционных органов прописывались прямо в законах. Именно это в итоге и позволило в свое время отменить через Конституционный Суд статью Уголовного кодекса, которой устанавливалась ответственность за незаконное обогащение, признав формулировку этой статьи нарушающей презумпцию невиновности лица. Что стало фактически амнистией для тысяч коррумпированных чиновников и депутатов.
После смены власти в 2019 году антикоррупционные органы получили все возможности для системной и эффективной работы. Одним из первых своих решений Президент Владимир Зеленский поручил Министерству иностранных дел обеспечить Национальному антикоррупционному бюро возможность самостоятельно сотрудничать с международными партнерами в расследовании коррупционных преступлений. Фракция партии «Слуга Народа» предоставила полную оперативную независимость НАБУ – так называемое право на прослушку. Подчеркиваем: это произошло только через пять лет после создания НАБУ. Заработал в 2019 году и Высший антикоррупционный суд. Без сомнения, все это знаковые и крайне важные шаги на правильном пути к справедливости.
Но увидело ли, наконец, общество системные эффективные действия? Позволило ли принятие всех необходимых для эффективной работы антикоррупционной инфраструктуры решений отметить тот факт, что коррупционеры, в конце концов, сядут за решетку надолго? Приходится констатировать, что этого не произошло.
Даже сегодня, уже не имея прямого влияния на власть, мощные коррупционные персоны все равно планируют свое возвращение, договариваются друг с другом и концентрируют необходимые ресурсы – финансовые, медийные, партийные. Их интересует во власти только общественное, бюджетное, то, что они хотят присвоить.
Изменить это может только настоящая воля народа. Каждый раз, когда Президент предлагает политической среде ужесточить реакцию государства на коррупцию, в ответ получаем многочисленные варианты спекулятивного «нет». Поэтому теперь спросим непосредственно у народа Украины. Потому что это и есть основа нового формата новой страны.
Во время инициированного Главой государства общенационального опроса 25 октября 2020 года первый вопрос будет касаться именно этой проблемы. Коррупция и как ее искоренить. Пусть свой ответ, с которым политическая среда уже не сможет спорить, дадут все украинцы, которые искренне заинтересованы в том, чтобы избавиться от этого позорного явления. Чтобы даже те коррупционеры, которые «спаслись» от наказания за пять лет предыдущей власти, увидели: шансов у них уже никогда не будет, а риски возрастают многократно. Сегодняшнее государство не может позволить себе даже минимально терпеть коррупцию.
Осознаем, что такой опрос, в отличие от референдума, не будет иметь прямых юридических последствий, однако даст возможность каждому гражданину высказаться так, чтобы политики это действительно услышали. Потребность в этой форме непосредственной демократии обусловлена тем, что содержание политики в государстве должен определять народ. Государство задает прямые вопросы обществу и получает прямые ответы без посредников. Верим, что постепенно именно такие форматы изменят нашу политику и сделают ее более современной.