Президент Украины

Относительно гарантий безопасности для Украины по Будапештскому меморандуму

16 октября 2020 года - 12:44

Следует признать, что Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия, подписанный в Будапеште 5 декабря 1994 года, стал одним из самых недооцененных документов, созданных в бурных 1990-х годах на руинах СССР.

Содержание этого документа заключается в том, что Украина, отказываясь от третьего по мощности ядерного арсенала в мире на тот момент и, соответственно, делая наибольший после Второй мировой войны вклад в глобальный мир и безопасность, получила гарантии от ведущих военных держав мира относительно незыблемости своей безопасности и существующих границ. Подписанты Меморандума не только подтвердили их обязательства не использовать против Украины ядерное оружие, но также:

 - в пункте 2 Меморандума подтвердили их обязательства воздерживаться от угрозы силой либо ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины, и что никакое их оружие никогда не будет использоваться против Украины;

 - в пункте 3 Меморандума подтвердили их обязательства в соответствии с принципами Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе воздерживаться от экономического давления, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом получить какие-либо преимущества.

Анализируя Будапештский меморандум, приходим к выводу, что гарантии безопасности в отношении Украины были нарушены задолго до 2014 года. Например, стоит вспомнить известное пограничное противостояние в 2003 году в конфликте вокруг острова Тузла, что угрожало территориальной целостности Украины. Не менее опасными можно считать и так называемые газовые войны, которые являются проявлением сознательного экономического давления, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам Украину.

Мир не отреагировал должным образом на такие нарушения обязательств одним из подписантов Меморандума, которые нарастали с годами, приведя в итоге к прямой вооруженной агрессии. Более того, столь откровенное игнорирование безопасности обязательств перед Украиной поставит под сомнение для любого другого государства мира вес подписей и обещаний представителей государств-гарантов по Будапештскому меморандуму. Кто тогда будет выполнять другие подобные договоренности? Игнорирование обязательств государств-подписантов по Будапештскому меморандуму перед Украиной ставит под сомнение весь корпус международных договоров по нераспространению и контролю над оружием массового поражения.

Учитывая то, что остается актуальной глобальная задача по нераспространению ядерного оружия, а также по созданию новых международных документов, гарантирующих безопасность отдельных государств в случае отказа от ядерного оружия или намерений по его производству, констатируем, что необходима и актуализация положений Будапештского меморандума. Его дальнейшее невыполнение может заблокировать достижение новых дипломатических решений в сфере глобальной безопасности. Учитывая также продолжительность нарушения одним из государств-подписантов его обязательств, подтвержденных в Меморандуме, настаиваем на необходимости совместной работы других государств-гарантов для восстановления безопасности и территориальной целостности Украины.

Хотим подчеркнуть, что это не является позицией одной из политических команд в Украине – команды власти. Это может быть общенациональной позицией, что значительно сильнее. Именно поэтому Президент Владимир Зеленский предложил пятый вопрос для общенационального опроса 25 октября 2020 года относительно Будапештского меморандума: «Нужно ли Украине поднять сегодня на международном уровне вопрос: либо все подписанты меморандума выполняют взятые на себя обязательства, либо никто?». Нашему государству нужен мандат от народа для того, чтобы обращаться к государствам-подписантам Меморандума по выполнению их обязательств.

Вынуждены напомнить, что за пять лет с 2014-го действующей в тот момент украинской властью фактически ничего не делалось для подготовки деоккупации Крыма. К тому же были разведены в переговорах крымский и донбасский кейсы. Актуализация положений Будапештского меморандума может помочь нашему государству восстановить утраченные за истекшее время возможности, создав значительно более мощные переговорные позиции вместе относительно Донецка, Луганска и Крыма.

Инициированный Президентом общенациональный опрос не тождественен референдуму. Результат голосования 25 октября 2020 года в формате такого опроса не будет иметь прямых юридических последствий. Применение такой формы непосредственной демократии требуется для того, чтобы зафиксировать волю народа и уже с этим политическим мандатом выстраивать государственные позиции.