Уважаемый господин ректор!
Уважаемые студенты и преподаватели университетов, которые сегодня присоединились к нашему общению!
Уважаемые журналисты и все присутствующие!
Я благодарен за возможность обратиться к вам и рассказать, что происходит в Украине и почему российская война против нашего государства продолжается. Почему нет мира.
175 дней идет полномасштабная война, полномасштабное российское вторжение на территорию Украины. 175 дней миллионы украинцев защищают независимость нашего государства.
Но не только независимость. Это борьба не только за государство и возможность нашего народа самостоятельно определять свое будущее.
Действительно, первоочередной мотив российской агрессии против украинцев – сугубо колонизаторский. Российское руководство хочет господства над украинской землей и над нашими ресурсами. И в Москве очень долго звучало, что без захвата территории Украины они не восстановят российскую империю.
Но все-таки это стало значительно более глубокой борьбой, чем любые имперские или геополитические расчеты. Россия ведет войну буквально против жизни наших людей, против права украинцев на жизнь.
И эта война началась не 175 дней назад. 24 февраля этого года Россия перешла к массированной агрессии – к атакам с севера, востока и юга сразу; были заблокированы все наши порты на Черном и Азовском море; начались массированные ракетные удары по всей территории Украины.
Но это было продолжение войны. Войны, которая началась в 2014 году. Началась, когда Россия оккупировала полуостров Крым, разожгла противостояние на Донбассе, которое унесло тысячи жизней. Тысячи.
Поэтому, когда мы говорим о войне России против Украины, мы говорим о восьми годах плюс 175 дней. И когда мы говорим о жертвах этой войны, об украинских потерях, мы начинаем рассказ не с февраля 2022 года. Мы начинаем его с 2014 года, когда украинцев стали убивать просто за то, что они украинцы. За украинский флаг. За проукраинскую позицию. За защиту украинской территории. Даже просто за подозрение, что человек поддерживает Украинское государство.
Сегодня я хочу рассказать вам об одном таком человеке. О парне, которому этой осенью исполнилось бы 25 лет, и он наверняка был бы очень похожим на вас сейчас.
Его звали Степан Чубенко. Он был из города Краматорска на Донбассе. Светлый молодой человек. Его запомнили добрым и очень активным. Если бы он поступил в университет, похожий на ваши, он, вероятно, стал бы одним из студенческих лидеров. Возможно, он не изменил бы своей мечте, избрал бы спортивную карьеру и смог бы стать вратарем одной из известных вам команд.
Я прошу вас сейчас посмотреть на эти фото – вот таким он был.
Он был убит 27 июля 2014 года. Его убили боевики – одни из тех, чьими руками Россия вела гибридную войну на Донбассе и кого использует сейчас в полномасштабной войне.
Они задержали Степана, когда тот возвращался домой. Они увидели у него на рюкзаке сине-желтую ленту – цвет нашего флага. И это было для них достаточной причиной, чтобы напасть на парня. Его избивали несколько дней, его пытали, его расстреляли.
Только в середине августа того года, спустя недели после убийства, матери Степана удалось узнать, что произошло с ее сыном. Но ей не отдали его тело.
Только в ноябре 2014 года удалось его похоронить. У мамы Степана осталось последнее sms-сообщение от него: «Позвоню позже, люблю вас».
Его убийцы скрылись на территории России и оккупированного Россией Крыма. Они получили приговоры от украинского суда. Но государство-террорист Россия предоставляет им защиту.
Им, как и тысячам других таких же убийц. Тех, кто расстреливал людей просто за то, что они были украинцами. Просто за то, что были украинцами в Украине. Тех, кто стрелял в затылок мужчинам и женщинам за одно лишь подозрение, что человек защищает наше государство. Тех, кто стрелял прямой наводкой из танков по жилым домам, стрелял по школам, больницам. Тех, кто бил из артиллерии по мирным городам.
Это началось еще тогда, в 2014 году, а 175 дней назад приобрело максимальный масштаб, на который способна российская армия, российские наемники из так называемых военных компаний, которые де-факто являются частью спецслужб государства-террориста.
Россия действительно стремится захватить территорию Украины. И эта территория нужна ей без украинцев. Разрушенный Мариуполь и еще десятки городов и сел Украины, массовые убийства в Буче и других городах на оккупированной территории – это не исключения из общей российской стратегии, это она и есть – российская стратегия в отношении Украины и украинцев.
Десятки тысяч наших людей месяцами удерживают в так называемых фильтрационных лагерях, которые устроили российские военные.
Тысячи украинских детей были депортированы с территории, на которую зашла российская армия. Они вывезены в Россию, и российские должностные лица пытаются сделать все, чтобы эти дети потеряли всякую связь со своими семьями и просто забыли, кто они.
На оккупированной территории уничтожают памятники и музеи, которые просто напоминают об Украине. Уничтожают книги. Делают все, чтобы люди были вынуждены отказаться от национальной идентичности, от своих стремлений, мечтаний и чтобы подчинились насилию и грабежу или погибли.
Украина уже потеряла десятки тысяч своих людей в этой войне. Совсем маленьких детей – фактически младенцев, которых убивали российские ракеты, снаряды и пули. Подростков. Мужчин и женщин. Пожилых людей.
Россия не разбирает, кого убивать и над кем издеваться. Для нее все – одинаковые мишени. И это не эксцессы войны, это ее сознательная политика.
Поэтому у нас нет другого выбора, кроме как воевать за жизнь украинцев, за то, чтобы в Украине не убивали за сине-желтую ленту на рюкзаке у подростка. И эта борьба может продолжаться только до победы.
Не счесть, сколько раз до 24 февраля я предлагал России закончить войну и договориться о мире. В разных форматах, при разном посредничестве. Годы пошли на разные переговоры.
Но руководство России избрало террор, а не соглашение. Избрало то, что они сделали в Мариуполе, в Буче, а не мир. И когда в Москве увидели, что мир не закроет глаза на российские зверства, они захотели поставить на колени весь мир.
Вот почему таким острым стал продовольственный кризис. Вот почему Россия сознательно дестабилизирует энергетические рынки. Вот почему российская политика сознательно усиливает кризис стоимости жизни во многих странах. И вот почему мы должны совместно противостоять российской агрессии.
Когда какое-то государство превращает энергетическую бедность или голод в оружие – это удар по каждому в мире. Когда какое-то государство пытается покорить другое, потому что хочет быть колонизатором, это угроза для всех, кто ценит свою независимость. И когда людей убивают просто за то, что они есть, за то, что они своего народа, за то, что они не отказываются от своей Родины, это угроза человечности как таковой.
Сможете ли вы остаться в стороне? Сможете ли вы остаться равнодушными? Я в это не верю. Вот почему вы сегодня здесь. Потому что цените правду.
И я не прошу у вас слишком многого. Я прошу вас распространять в своей стране и регионе только правду об этой войне. Необходимо противостоять российской пропаганде.
Требуйте полной ответственности для российских убийц и палачей. Каждое военное преступление должно получить свой приговор компетентного и честного суда.
Поддерживайте санкции против России, потому что агрессор должен заплатить самую большую цену за агрессию. А главное – цените мир, цените жизнь, цените свою свободу и всегда, когда у вас есть такая возможность, помогайте защищать мир, жизнь и свободу тем, у кого их хотят отнять.
Я очень благодарен каждому и каждой из вас. Благодарю за внимание!