Уважаемые гости, уважаемые друзья!
Благодарю за возможность принять участие в этой дискуссии.
Я также признателен за то, что Chatham House, один из самых влиятельных аналитических центров Европы, еще в 2015 году создал специальную программу для независимых и глубоких исследований украинского контекста. Эти исследования помогают находить ответы на самые актуальные вопросы. И именно такие вопросы я хотел бы задать вам сегодня. Я знаю, вы будете задавать мне вопросы, будет диалог.
Но я уверен, что каждый и каждая из вас хорошо понимают, какой уровень проблемы принесло российское вторжение в Украину. Это самый приоритетный сегодня вопрос для нас и, уверен, для всего мира. Принесло не только нашим людям, но всем на континенте и всем в мире. Я в этом абсолютно уверен.
Это полномасштабное вторжение – из тех, которые Европа видела только в худшие времена ХХ века. Я хотел бы кратко очертить некоторые вызовы.
Первый – это чрезвычайная жестокость войск Российской Федерации и их людей, пришедших сюда, и чрезвычайное пренебрежение российского государства ко всем международным конвенциям, ко всей системе международного права, к правам человека – для меня это самое главное, к незыблемости границ, целостности государств в Европе.
Почему Россия все это делает? Потому что там думают: если для них и может наступить ответственность за такие преступления, преступные действия, то разве что через десятилетия. Они просто не верят, что международное сообщество способно привлечь к ответственности за военные преступления тех, кто прикрывается силой ядерного государства.
Второй вызов – это, собственно, ядерный шантаж. Впервые за многие десятилетия. Совершенно откровенный.
Российские государственные пропагандисты на их медийных ресурсах рассчитывают, сколько времени нужно, чтобы ядерные ракеты ударили по столицам Европы. Говорят об этом публично, откровенно. Рассказывают, как взорвать ядерные заряды в океане, чтобы радиоактивной волной смыло всё на Британских островах. Готовят инфографики. То есть серьезно к этому относятся. Хвастаются, что Россия может превратить любое государство в «ядерный пепел». Причем «ядерный пепел» – это их цитата, которую они повторяют как мантру.
Почему это происходит? Это чувство безнаказанности. Они привыкли, что бизнес as usual всегда возвращался в отношения всех государств с Россией. И даже сейчас в Европе есть политики, не стесняющиеся связей с российским государством после всего, что армия России наделала в Украине.
Третий вызов – мир находится в нескольких шагах от политического хаоса в десятках государств, который может стать следствием продовольственного и инфляционного кризисов. Шантажируя Европу для запуска газопровода «Северный поток – 2» в прошлом году, Россия спровоцировала ценовой кризис в Европе. Газпром сознательно не давал на рынок нужный объем газа, чтобы покрыть дефицит, и как следствие всего этого – цены на газ в Европе достигли максимумов, причем исторических. Это сказалось на всех европейцах без исключения.
Сейчас как элемент полномасштабной войны против Украины Россия блокирует наши порты, которые она захватила.
К чему это приводит? Глобальный рынок остается без достаточных поставок некоторых ключевых видов продукции из Украины. Это то, что у нас есть, что является приоритетом для мира: зерно, подсолнечное масло, кукуруза, другие аграрные товары.
Какие последствия мы видим? Уверен, мы всего не видим, потому что здесь мало аналитики. Думаю, мы все это еще увидим. В некоторых странах – дефицит подсолнечного масла. В других странах тормозят цепочки агропроизводства, связанные с нашими поставками. Еще в некоторых – ожидается дефицит базовых продуктов питания.
Все это в совокупности создает давление на цены. На севере Африки, на Ближнем Востоке, в странах Азии. А в дальнейшем это коснется других регионов мира. И пострадают самые бедные. Кто всегда страдает? Самые бедные. Пострадает и средний класс. Очевидно, что политические последствия этого могут оказаться опасными.
Уважаемые присутствующие!
Война России против нашего государства многим сначала казалась лишь двусторонним событием, а кто-то даже улыбался, кто-то говорил, что это просто конфликт, Россия говорит, что это «военная операция»… Сейчас мы все оцениваем по-другому, более серьезно.
Но сегодня уже 72-й день полномасштабной войны, и мы пока не видим ее окончания. Не видим и не чувствуем желания российской стороны. Как не видим и исчерпывающих ответов на все созданные Россией угрозы.
Что мы предлагаем?
Не было ни дня с 24 февраля, чтобы я и вся наша команда не проводили переговоры для получения необходимого оружия, для согласования необходимых санкций против России, для организации необходимого сотрудничества, чтобы фиксировать и расследовать военные преступления.
Не было ни дня с начала жестокой блокады Мариуполя российской армией (это один из примеров), чтобы мы не пытались найти дипломатическое решение для спасения людей и организации гуманитарных коридоров.
Мы контактируем со всеми, кто может предоставить Украине финансовую поддержку. Мы уже начали готовить масштабный План восстановления для Украины, поскольку не сомневаемся, что нам все-таки удастся отстоять нашу независимость. И мы верим в эту силу мира, в нашу силу. Это не вера в какое-то чудо. Здравый смысл говорит, что реагирование мира на такие действия агрессора, которые позволяет себе сейчас Россия, должно быть мгновенным.
А как на самом деле? На протяжении месяцев мы говорим об одних и тех же вещах. Например, о нефтяном эмбарго против России, о блокировании всего банковского сектора государства-террориста. На протяжении месяцев боремся за достаточные поставки оружия. И я благодарен тем государствам, которые помогают нам с первых дней постоянно, ежедневно. Потому что они правильно оценили угрозу. Но, к сожалению, не все государства так оценили. Даже сейчас не все так оценивают.
Большинство спровоцированных Россией вызовов и угроз так и не получили исчерпывающих ответов. Вот что главное. Следовательно, требуются новые инструменты, нужно искать их постоянно. Новая решимость. То, что может остановить не только Россию, но и любого потенциального агрессора.
Украина предлагает создать именно такой инструмент. Мы называем его U24. United24. Обновляя глобальную систему безопасности, мы должны создать возможности, чтобы превентивно или по крайней мере за 24 часа остановить любую агрессию. Либо через 24 часа оказать такую помощь жертве агрессии, которая восстановит мир. Либо, если речь идет не о войне, а о стихийном бедствии или любом социальном вызове, через 24 часа мировое сообщество должно предоставить стране или отдельному региону всю необходимую помощь для спасения людей.
Благодаря такой глобальной системе реагирования мы сможем гарантировать, что никогда больше миллионы людей не окажутся под угрозой физического уничтожения или под угрозой депортации, голода. Поэтому вот конкретные вопросы, на которые нужно находить ответы и политикам, и экспертам, и обществу.
И вопросы, которые я хочу задать вам сейчас. Что конкретно можно сделать, чтобы ответственность за военные преступления была неотвратимой и наступала не через десятилетие, а скорее – как в обычных уголовных процессах?
Какие конкретно санкции против России могут убедить и в первую очередь РФ, и всех других потенциальных агрессоров мира, что международное право необходимо уважать?
Какие конкретно глобальные решения нужны, чтобы держать под надежным контролем имеющееся в мире оружие массового поражения и не допускать его применения и соответствующего шантажа? Даже разговоров об этом. И какие санкции должны наступать за ядерный шантаж или шантаж химическим оружием?
И что убедит политиков мира, что эти вопросы – насущные и практические, а не просто для дискуссии?
Я надеюсь, вы предложите ваши мнения, ответы на эти вопросы. Это ваш опыт. Потому что ответы объективно нужны нам всем, нужны миру, каждому человеку, который нас смотрит сейчас, будет смотреть и который каждый день сам себя спрашивает.
И я уверен, что весомой частью ваших ответов может стать предложенный нами инструмент U24. Это как вариант. Мы об этом говорим – о нашей инициативе. Потому что я считаю: множество инициатив свидетельствует о том, что больше людей понимают глобальность этих вызовов, глобальность ответов.
Я искренне благодарю вас за внимание!
Слава Украине!