Уважаемый господин Глава Ассамблеи!
Уважаемый господин Президент!
Уважаемый господин Премьер-министр!
Уважаемые дамы и господа депутаты!
Народ Португалии!
Благодарю за возможность обратиться к вам в такое время, самое черное время для нашего государства.
Вчера в городке Бородянка неподалеку от нашей столицы были найдены еще два захоронения мирных людей, убитых российскими оккупантами. В одной из этих могил – тела двух мужчин 35 лет и 15-летней девушки. Во второй могиле – шесть человек: четверо мужчин и две женщины. Они были убиты, когда российские войска контролировали Бородянку. Тела были зарыты прямо посреди территории городка, возле обычных домов. Такие захоронения находят во всех общинах сейчас, во всех городах, которые мы освобождаем от российских оккупантов.
Мир уже запомнил название украинского города Буча, который расположен в 20 минутах езды от Бородянки. Запомнил страшные фотографии тел убитых прямо на улицах Бучи. Неделями убитые люди лежали на дороге, на тротуарах, рядом с домами.
Российские солдаты даже не пытались убрать эти трупы. И не разрешали, кстати, оставшимся в городе местным жителям их похоронить.
Уверен, большинство из вас видели эти фотографии. Но на них далеко не всё, что пришлось пережить местным. Оккупанты убивали людей даже просто для развлечения, а также чтобы ограбить их дома. Людей бросали умирать в колодце. Пытали. Расстреливали. Убивали гранатами в подвалах, где люди скрывались от обстрелов. Российские военные убивали беженцев на дорогах. Открывали огонь по машинам, на которых было написано «Дети». Сотни таких расстрелянных и сожженных машин оставались на дорогах.
В одной только Киевской области – и это по состоянию на сегодня, потому что еще не все захоронения найдены, – оккупанты убили 1126 украинцев. Из них 40 детей.
В Черниговской, Сумской, Харьковской и других областях Украины, куда зашли российские войска, они устроили такой же ад, как и в Бородянке или Буче.
Один лишь пример. В селе Ягодное Черниговской области оккупанты согнали всех жителей села в подвал школы и держали там неделями. Это небольшая сельская школа, небольшой подвал, в котором только от удушья умерли около 10 человек. Самому младшему ребенку в подвале – три месяца. Представьте, три месяца ребенку! А самому старшему человеку – 93 года. А всего в подвале было около четырехсот человек!
Более трех недель. И днем и ночью им запрещали выходить из подвала даже в туалет. А когда люди просили выйти за одеждой для малышей, оккупанты требовали от них, чтобы они спели российский государственный гимн.
Вот так российские военные развлекались. Вот такую безнаказанность они чувствовали. Вот что происходит в Украине сейчас. 2022 год.
Мы сражаемся против российских войск не просто за наше государство. Не просто за независимость. А буквально за выживание для наших людей. За то, чтобы украинцев не расстреливали. За то, чтобы украинцев не пытали. За то, чтобы украинцев не насиловали. И чтобы не вывозили в Россию.
Российские оккупанты уже вывезли с той территории, которую они заняли, не менее 500 тысяч наших граждан. Это как два ваших города Порту. Просто представьте это. Были люди – и их нет. 500 тысяч человек! Это – депортация. Это то, чем занимались самые страшные тоталитарные режимы прошлого.
Депортированных украинцев лишают средств связи, у них забирают все, даже документы. Их распределяют по отдаленным регионам России. Оккупанты создали специальные фильтрационные лагеря для того, чтобы распределять людей. Часть тех, кто туда попадает, просто убивают. Девушек насилуют.
Представьте, что это такое, когда девушка спасается из такого фильтрационного лагеря россиян, а в ответ на вопрос о том, как ей это удалось, она говорит, что просто не понравилась российским солдатам. Потому что если бы она понравилась, ее изнасиловали бы и потом убили, как многих других.
За 57 дней полномасштабной войны мы освободили около тысячи населенных пунктов Украины, захваченных Россией. Но количество оккупированных городов и общин – значительно больше.
Российские войска не прекращают обстрелы и бомбардировки наших городов. Они уничтожают жилые кварталы, любую гражданскую инфраструктуру, позволяющую городам поддерживать нормальную жизнедеятельность. Подрывают склады с продовольствием, школы, университеты, больницы, даже церкви.
Из-за боевых действий более 10 миллионов украинцев были вынуждены покинуть свой дом. Представьте себе это количество. Это если бы вся Португалия была вынуждена уехать!
Я не хочу называть этих 10 миллионов украинцев беженцами. Мы используем термин «переселенцы» по отношению к ним, к этим людям. Мы надеемся, что все они смогут вернуться домой, когда там будет безопасно. Но когда это будет? И что останется от их дома?
Сегодня министр обороны РФ отчитывался российскому лидеру о боевых действиях против нашего города Мариуполя. Вы все слышали о Мариуполе. До войны это был город, сопоставимый по размерам с Лиссабоном. Это был полумиллионный приморский город. Теперь – полностью разрушенный. В Мариуполе нет ни одного целого здания. Буквально выжженный город.
В течение более чем месяца российские военные держали Мариуполь в жесткой осаде. Не допускали даже гуманитарные грузы. Сотни тысяч мирных жителей находились там без еды, без воды, без медикаментов. Под постоянными обстрелами, под постоянными бомбардировками. Российские войска использовали авиацию для того, чтобы уничтожать даже укрытия, о которых они точно знали, что там нет никого, кроме гражданских людей.
Части мариупольцев удалось спастись, и у большинства из них не осталось вообще ничего и никого. Даже фотографий своей довоенной жизни нет – все сожжено.
Во время боевых действий России против Мариуполя в городе погибли десятки тысяч украинцев. Мы даже не знаем точное количество погибших. И можем не узнать. Потому что российские войска завезли в город так называемые мобильные крематории – специальные машины для уничтожения человеческих тел. Оккупанты сделали выводы из того, как мир отреагировал на массовые убийства в Буче. И теперь россияне стараются скрыть следы военных преступлений.
Дамы и господа!
Португальский народ!
Когда мы обращаемся к народам свободного мира за помощью, мы говорим простые и понятные вещи. Мы нуждаемся в оружии, чтобы защититься от жестокого российского вторжения, которое принесло нашим людям столько же зла, сколько 80 лет назад принесло нацистское вторжение.
Танки «Леопард», бронетранспортеры, противокорабельные ракеты «Гарпун» – это то, что у вас есть и чем вы можете помочь в защите свободы и цивилизации Европы. Поэтому обращаюсь к вашему государству с просьбой оказать нам эту помощь.
Мы нуждаемся в усилении санкционного давления на Россию, потому что только санкции способны заставить Россию искать мир и лишить российскую военную машину ресурсов.
Мы нуждаемся в принципиальности европейских компаний, чтобы все они вышли с российского рынка, потому что их налоги, их акцизы, которые они платят в российский бюджет, поддерживают это зло.
Почему Россия начала войну? Захват Украины – это первый шаг, чтобы установить контроль над востоком Европы. Чтобы уничтожить в нашем регионе демократию.
Именно Украина была и остается опорой для демократических процессов в нашем регионе. Две революции – 2004-го и 2014-го, которые остановили развертывание диктатуры в Украине, действительно защитили демократию не только для нашего народа, но и для всех народов нашего региона, которые хотят свободно выбирать будущее, без всякого принуждения – внутреннего и внешнего.
И ваш народ, который на днях будет отмечать очередную годовщину Революции гвоздик, которая освободила вас от диктатуры, точно понимает наши чувства. Точно понимает чувства всех других народов нашего региона, стремящихся к свободе.
Что Россия несет в Украину? Смерть и диктатуру. А после Украины попытается понести всё это в Молдову, Польшу, Грузию, государства Балтии, Казахстан и все другие страны, до которых сможет дотянуться. Россию можно остановить. Массовые убийства, депортации и диктатуру можно остановить. Но сейчас, в Украине.
Я благодарен вашему правительству и всем португальцам за ту помощь Украине, которую вы уже оказали.
За поддержку санкций против России. И важно сейчас, когда Евросоюз готовит шестой санкционный пакет, чтобы вы проявили свое лидерство и защищали необходимость нефтяного эмбарго против России на уровне всей Европы. Также важно, чтобы вы настаивали вместе с другими странами ЕС на полном ограничении российской банковской системы.
Следует закрыть все порты Евросоюза, все порты Португалии для российских судов. В том числе для тех, которые они пытаются спрятать под чужими флагами.
Я благодарен вам за поддержку наших людей, украинских переселенцев. Украинский и португальский народы хорошо знают друг друга. Хорошо понимают друг друга. И важно, чтобы вы использовали свои возможности как в Европе, так и в других макрорегионах мира для защиты свободы и права на жизнь для наших людей.
Вы можете донести и в Южной Америке, и в странах Африки правду об этом вторжении России, об этой войне против украинского народа. Я прошу вас бороться с российской пропагандой и с российским коррумпированным влиянием в тех странах, которые вам близки.
И я верю, что народ Португалии, а вместе с ним и португальские политики, поддержат наше государство в фундаментальном стремлении быть вместе с вами в Европейском Союзе. Свободные должны поддерживать свободных. Порядочные должны поддерживать порядочных. Добросовестные должны поддерживать добросовестных.
И я верю, что вы не измените ни нам, ни себе. Потому что Украина уже идет по пути в Евросоюз по ускоренной процедуре. Надеемся, что в ближайшее время мы сможем получить статус кандидата в члены Европейского Союза.
И когда решение будет рассмотрено, я прошу вас поддержать полноправное членство для Украины. Потому что вы на западном крае Европы и мы на восточном крае Европы имеем одинаковые ценности, одинаковый взгляд на то, какой должна быть жизнь на нашем континенте.
Свобода, права человека, верховенство права, равенство для каждого, для каждой, а также возможность жить свободно и без всякой диктатуры, так, чтобы всегда у каждого человека было свое время для счастья и для саудаде.
Спасибо, Португалия!
Слава Украине!