Сегодняшнее свое выступление я хотел бы начать со слова «кинцуги». Это понятие глубоко укоренено в культуре Японии. Страны, народ которой прекрасно разбирается и в восстановлении, и в инновациях. Это искусство реставрации керамики золотом. Испорченные, казалось бы, вещи продолжают служить, но ценность этих вещей – с памятью, историей, но в то же время осовремененных – значительно возрастает. Я бы сказал, что сегодня наша Украина нуждается в своем кинцуги.
Коллеги, от имени правительства и народа Украины я благодарю вас за все те усилия, которые вы прилагаете для помощи нам в это время очень больших испытаний. Ваша помощь помогает нам выстоять и победить. Восстановить суверенитет и территориальную целостность нашего государства.
Но впереди много другой работы. Украина нуждается в восстановлении и возобновлении в буквальном, физическом смысле этого слова. Россия потратила десятки миллиардов на ее разрушение. На восстановление уйдут сотни миллиардов. К большому сожалению, это правда.
Это прямое следствие этой ужасной войны. Следствие имперских амбиций Кремля. Посягательств, питавшихся нерешительностью, стремлением мирового сообщества во что бы то ни стало сохранить привычный уклад и надеждой на здравый смысл. Надеждой, которая оказалось тщетной.
Россия превратила в оружие не только свои энергоносители и наше продовольствие, но и ваше стремление уберечь мир. И это оружие тоже нанесло Украине немало вреда.
Так грабитель вторгается не в самый богатый дом на улице, а в тот, который легче ограбить.
Грабитель уходит, а разграбленное и разбитое жилье приходит в упадок. Оно портит вид улицы и притягивает невзгоды. Вы знаете, как это происходит. Это жизненная практика и научная теория. Теория разбитых окон, доказывающая простую истину: то, как живут соседи, оказывает непосредственное влияние на цену вашей недвижимости. Помогая соседям, мы улучшаем и собственное благополучие.
Помощь Украине сегодня – это способ снять противоречие между политикой ценностей и realpolitic. Это не только вопрос морального выбора – это инвестиция в европейскую и мировую безопасность.
Однако у нас проблема гораздо более серьезная, чем уголовный преступник. Мы имеем дело с уголовным государством. И здесь перед нами стоят две задачи. Первая – создать такую систему гарантий безопасности для Украины, которая исключит возможность повторения российской агрессии.
Хорошо, что демократические правительства поняли уровень этой угрозы. Хорошо, что они готовы укреплять международные оборонные союзы и строить новую систему международной безопасности. Она должна основываться на экономической, правовой и силовой кооперации.
Вторая наша задача – заставить Россию в полной мере заплатить за свои преступления во всех смыслах этого слова. Ведь никто уже не сможет вернуть десятки тысяч убитых Россией украинских граждан.
Согласно общепризнанным принципам, нарушение международного права влечет за собой обязательства по выплате репараций. Поэтому восстановление Украины должно происходить прежде всего за счет агрессора. Поэтому Украина выступила с предложением заключить международный договор, которым будет создан специальный компенсационный механизм. Он должен позволить компенсировать ущерб, причиненный российской войной Украине и украинцам, за счет агрессора.
Россия отказывается играть по правилам цивилизованного мира. Мы не имеем никаких иллюзий по поводу ее намерений принимать какое-либо участие в компенсации – очевидно этого не произойдет. Поэтому предложенный Украиной механизм предполагает использование для выплаты компенсаций российских активов, находящихся за рубежом.
Украина настаивает, чтобы этот механизм действовал полностью в соответствии с принципом верховенства права. Мы понимаем: впереди очень большая работа. В частности, путем изменений в национальных законодательствах государств.
Мы уже общаемся с нашими партнерами, чтобы определить и внедрить эти механизмы. Мы приветствуем принятие дружественной Канадой закона, разрешающего конфискацию государственных и частных активов, владельцы которых связаны с нарушением международного права и прав человека. Мы ждем подобных шагов от других государств-партнеров. И с большим удовольствием будем работать совместно, чтобы государство-террорист и его союзники не могли безнаказанно скрывать свое имущество в зарубежных юрисдикциях. Чем больше государств присоединится к этой работе, тем скорее Украина сможет восстановить свою разрушенную экономику.
Чем скорее будет внедрен компенсационный механизм, чем эффективнее активы государства-агрессора будут конвертированы в средства на восстановление жизни украинцев, тем меньшее финансовое бремя придется нести нашим партнерам.
Это восстановление – еще раз подчеркну – должно оплачивать именно государство-виновник, государство-преступник, государство-террорист. Но мы не можем ждать. У нас уже сегодня десятки тысяч разрушенных домов. Тысячи уничтоженных объектов инфраструктуры. Сотни уничтоженных школ и больниц. Миллионы бездомных людей. Нам нужно восстанавливать страну прямо сейчас.
План восстановления Украины предусматривает также системные внутренние реформы, максимально интегрирующие нашу страну в европейское и евроатлантическое сообщество. Совет национального восстановления определил 15 национальных программ для ускорения восстановления Украины и достижения целей роста.
План, который мы сегодня, вся украинская делегация представит в Лугано, не только демонстрирует наше видение процесса и темпов этого восстановления. Он обеспечивает полную прозрачность распределения средств и цепочек финансирования восстановительных работ и построен таким образом, чтобы обеспечить полное доверие доноров к исполнителям.
Большую часть этого плана мы можем претворить в жизнь уже после войны. Но необходим минимум, который нужно реализовать уже сейчас. Эта часть – мы ее называем Fast recovery – предполагает восстановление жилищного фонда, размещение временно перемещенных лиц, восстановление учебных и медицинских учреждений, а также объектов критической инфраструктуры.
Мы создаем онлайн-платформу для прозрачной и эффективной реализации плана восстановления. Она будет содержать список всех объектов строительства и реконструкции с подробной информацией о них и запланированными суммами финансирования. Чтобы любой международный инвестор или донор имел доступ к этой информации. Логика состоит в том, чтобы полностью исключить возможности для любых коррупционных схем.
Кейс восстановления Украины должен стать историей успеха всей Европы. Украина будет огромной строительной и инвестиционной площадкой, которая может дать толчок развитию европейских экономик. Наряду с восстановлением на лучшем технологическом уровне транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной, медицинской и образовательной инфраструктуры мы дадим возможность инвесторам строить новые предприятия. И создадим для этого максимально подходящие условия.
Уже сейчас ряд стран занимается восстановлением наших регионов. Так, например, Дания уже взялась за Николаевскую область, а Великобритания готова позаботиться о Киевщине. Такой формат следует распространить и на остальные регионы. Наша страна может стать глобальной витриной успеха демократических сообществ, вобрав в себя все лучшее как на практическом, так и на структурном и ценностном уровнях.
Вместо «как было» мы получили уникальный шанс сделать как можно лучше. Десятки тысяч украинцев заплатили за этот шанс нашей страны самую высокую в мире цену – они отдали свою жизнь. И мы просто обязаны сделать все, чтобы эта жертва не была напрасной. Послевоенная Украина должна стать государством, чья ценность не ограничивается функциями щита Европы и гарантом продовольственной безопасности для 400 миллионов человек. Она должна стать государством, с которым приятно, безопасно и выгодно иметь дело не только собственным гражданам, но и всему миру. Мы это сможем. Вы уже видели, на что способны украинцы. Вы видите, на что они способны, когда в их руках современное оружие. Поверьте, с надлежащими инвестициями результаты будут впечатлять не меньше. А лучше убедитесь в этом.
Благодарю за внимание!