Международная рабочая группа по вопросам санкций против России разработала пятый документ на тему «Дело о признании Российской Федерации государством – спонсором терроризма». В нем подробно объясняются суть и особенности предусмотренного американским законодательством статуса «страна – спонсор терроризма» (State Sponsor of Terrorism, SST), необходимость внесения России в список стран со статусом SST, а также оценены последствия официального признания России государством – спонсором терроризма и для самой России, и для США или Канады.
Эксперты рабочей группы спрогнозировали риски и предложили потенциальные стратегии смягчения многих из них.
В документе приводятся фактические данные, подтверждающие соответствие действий Российской Федерации определению «терроризм». На практике преступления России в Украине фактически больше, чем «спонсирование терроризма», поскольку главным исполнителем этих террористических актов являются российские вооруженные силы, ключевой институт российского государства. Вид, масштабы и цель умышленного, политически мотивированного насилия, применяемого Россией против украинских некомбатантов, шокируют. Госсекретарь США должен признать Российскую Федерацию государством – спонсором терроризма. Аналогичный шаг должно сделать правительство Канады.
Эксперты подробно описывают основные последствия: ограничение проведения транзакций, потеря суверенного иммунитета, вторичные санкции, индивидуальные санкции, символическое влияние.
Такое признание усилит давление с целью включения России в черный список Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Признание также ограничит помощь от Соединенных Штатов и от организаций, членом которых являются США; будет запрещен весь экспорт и продажа оружия; еще больше усилится контроль за экспортом, реэкспортом и передачей товаров двойного использования; будут введены дополнительные финансовые ограничения.
Присвоение такого статуса России облегчило бы и позволило США наложить вторичные санкции на третьих лиц, совершающих операции с российским государством и субъектами частного сектора. Присвоив РФ статус государства – спонсора терроризма, Соединенные Штаты и их союзники могут наложить финансовые и торговые санкции на любое государство, которое продолжит сотрудничать с Россией. Такая угроза вторичных санкций увеличит вероятность соблюдения существующих санкций, тем самым усилив их эффективность.
Присвоение такого статуса значительно повысило бы уровень контроля со стороны международных контрагентов за многими российскими юридическими и физическими лицами частного сектора. Потенциальные деловые партнеры должны быть особенно внимательны в своей надлежащей проверке и процедуре «Знай своего клиента» (KYC).
Указаны сложные дипломатические, правовые и экономические последствия для США и других членов санкционной коалиции в связи с присвоением этого статуса. Однако, утверждается в документе, законы, разрешающие присвоение такого статуса в Соединенных Штатах, предусматривают достаточную гибкость для разработки эффективных стратегий смягчения большинства этих проблем.
Признание России государством – спонсором терроризма, как указано в документе, привлечет большее глобальное внимание к характеру российского режима и зверствам и террору, которые он совершил против невинных украинских граждан. Это позволит увеличить санкционное давление, объем и эффективность мер воздействия на путинский режим.
Что касается смягчения рисков, то, прежде всего, законодательство предусматривает возможность сотрудничества с российскими субъектами по совместным гуманитарным усилиям.
Отмечается, что при присвоении статуса государства – спонсора терроризма можно добавить исключение, которое позволило бы поддерживать связь с российскими дипломатами при продвижении американских национальных интересов. Например, даже когда Иран был признан государством – спонсором терроризма, проводились прямые переговоры с иранскими дипломатами по заключению Общего всеобъемлющего плана действий (JCPOA).
Чтобы уменьшить опасения в отношении того, что американские истцы в США могут исчерпать некоторые российские государственные активы, которые сейчас хранятся в американских и других банках демократического мира, правительство Соединенных Штатов могло бы принять решение о том, что эти активы освобождаются от потенциальных судебных исков и будут использоваться для восстановления Украины.
Может быть предусмотрено условие, что если российские вооруженные силы покинут территорию Украины и таким образом прекратят терроризировать украинское население, статус будет отменен. Палата представителей США и Сенат могли бы полагаться на это условие при отмене статуса в резолюции. Если сделать это заранее, то у России может появиться больше стимулов прекратить войну.
Учитывая высокую цену за свидетельство о террористических актах и бездействии в ответ, санкционная группа Ермака-Макфола считает, что преимущества от присвоения Российской Федерации статуса государства – спонсора терроризма больше, чем риски, которые можно смягчить.