Уважаемые дамы и господа!
Прежде всего хочу поблагодарить албанское председательство в Совете Безопасности ООН за оперативный созыв этого заседания по просьбе Украины и за возможность обратиться к вам.
К сожалению, по состоянию на данный момент у Организации Объединенных Наций нет согласованного всеми государствами – членами ООН юридического определения понятия «государство-террорист». Но эта война, которую Россия ведет против Украины, демонстрирует не только содержание этого понятия, но и неотложную необходимость закрепить его именно юридически – на уровне Организации Объединенных Наций – и наказывать любое государство-террориста.
Посмотрите на события всего нескольких дней в Украине, нескольких из 125 дней полномасштабной войны России против нашего государства. Суббота, 25 июня, – 62 российские ракеты ударили по нашим городам. Воскресенье, 26 июня, – еще 10 ракет. В частности, одна из них – по жилищному комплексу в столице нашего государства, в Киеве. Три этажа обыкновенного дома были разрушены. Другая ракета разорвалась во дворе обычного детского сада.
Понедельник, 27 июня, – ракетный удар по Кременчугу. Тот, кто нанес этот удар, не мог не знать, что направляет ракету по обычному торговому центру, по одному из многих шопинг-моллов, которые есть в любой стране мира. По состоянию на этот момент известно о гибели 18 человек, но это количество, к сожалению, может увеличиться; еще более 50 человек ранены, еще десятки – в списке пропавших без вести. Найдено семь фрагментов тел: оторванные конечности, оторванные взрывом руки и ноги людей. И если российское государство утверждает, что эти жертвы якобы не от его ракетного удара, то я сейчас предлагаю Организации Объединенных Наций направить либо специального представителя Генерального секретаря ООН, либо полномочную комиссию на место этого теракта – в Кременчуг, чтобы ООН имела самостоятельную возможность узнать всю информацию и увидеть, что это действительно российский ракетный удар.
Вчера же российская армия ударила из реактивной артиллерии еще и по очереди людей, которые стояли за водой. Это было в городе Лисичанске Луганской области. Обычные люди, мирные. Никто из них не был военным. Просто очередь за водой. Восемь человек убиты, среди них – 15-летний парень, его звали Данил. А старшему из погибших было 68 лет. И я хочу, чтобы вы услышали сейчас имена четырех женщин, убитых этим ударом: Виктория, Ирина, Елена, Людмила.
Почти ежедневно жестоким российским ударам подвергается Харьков. Только за вчера – девять погибших, 29 раненых, среди них – пятеро детей. Я хочу, чтобы вы знали их имена: Глеб – ему 12 лет, Олег – ему 8 лет, Михаил – ему 11 лет, Григорий – ему 9 лет, Артем – 10 лет. Это был российский артиллерийский удар по обычным жилым домам.
Сегодня в 5 часов утра российская армия ударила еще по Николаеву и городу Очакову Николаевской области. В Очакове три человека убиты. Девочка шести лет – ее звали Ева. Мужчина по имени Магомет, ему было 76 лет. И женщина по имени Галина, ей было 50 лет. Среди раненых – ребенок, мальчик, ему всего три месяца, он родился уже после начала этого полномасштабного российского вторжения, его зовут Владимир, и его состояние очень тяжелое – сейчас он находится в реанимации. Подчеркиваю: ребенок. Трехмесячный ребенок.
Еще две ракеты сегодня – по городу Славянску. Это на Донбассе в нашем государстве. На многострадальном Донбассе, над которым Россия издевается с 2014 года. Буквально за несколько часов до этого моего обращения к вам в Совет Безопасности ООН две ракеты ударили по Одесской области. Также удару подвергся город Днепр, и одна из этих ракет уничтожила станцию техобслуживания автомобилей. Не какую-то военную станцию – обычный автосервис...
И у меня вопрос к вам, дамы и господа: кто из вас не соглашается, что это – терроризм? Если бы в любой части мира любая организация так же, как Россия убивает украинцев, убивала бы любых мирных людей, то это точно было бы признано терроризмом. Такая организация стала бы врагом для всего человечества. Следовательно, то, что карается на уровне конкретных преступников и преступных организаций, не должно оставаться безнаказанным и на уровне государства, которое стало террористическим. Ежедневные террористические акты. Без выходных. Каждый день они работают террористами.
Устав ООН возлагает на Совет Безопасности «главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности». Статья 6 раздела 2 Устава ООН четко гласит, что «член Организации, систематически нарушающий принципы, установленные в настоящем Уставе, может быть исключен из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности».
Хотя Россия нарушает фундаментальные принципы ООН и международного правопорядка, она все еще не привлечена к ответственности именно на глобальном уровне. Она до сих пор остается в структурах ООН и даже пользуется привилегиями кресла, которое занимает, – кресла постоянного члена Совета Безопасности ООН, которое Россия занимает лишь из-за недальновидности политиков времен завершения холодной войны.
Россия не имеет права участвовать в обсуждениях и голосованиях в отношении войны против Украины, которая является неспровоцированной и просто колонизаторской со стороны России. Я призываю вас лишить делегацию государства-террориста полномочий в Генеральной Ассамблее ООН, и это возможно. Это необходимо. Это справедливо! Это честно! Россия не имеет права оставаться в Совбезе. И этот путь не настолько тернист, как некоторым может казаться, если проявить последовательность и надлежащую политическую волю. Это единственный логический путь, чтобы Устав ООН работал и его уважали все члены Организации.
Более того, наша Организация уже имеет достаточную силу, чтобы привлечь к ответственности государство-террориста. Раздел 7 Устава ООН позволяет создать специальный международный трибунал по расследованию действий российских оккупантов на украинской земле. Слово «геноцид» звучало неоднократно. И вы все видели, что натворили российские оккупанты в нашем городе Буче. Каждый из вас может получить информацию о том, сколько братских могил появилось вокруг одного только города Мариуполя после того, как российская армия его уничтожила. Это был полумиллионный город! Теперь это развалины.
В случае с геноцидом в Руанде Совбез ООН создал международный трибунал в течение шести месяцев после начала геноцида. С начала полномасштабного российского вторжения на территорию Украины прошло более четырех месяцев. С начала войны России против Украины на Донбассе и оккупации украинского полуострова Крым, что неоднократно осуждалось на уровне Генассамблеи ООН, прошло восемь лет.
Необходимо действовать немедленно и сделать все, чтобы Россия прекратила убивать детей, взрослых людей – всех. Следует привлечь ее к ответственности за терроризм, иначе она может перенести террористическую активность и на территорию других государств Европы, Азии. Страны Балтии, Польша, Молдова, Казахстан… Многие нации уже слышали угрозы от российских должностных лиц и пропагандистов.
Я благодарен всем добросовестным и цивилизованным государствам, которые разделяют нашу позицию и помогают защищать международный правопорядок. Это заседание Совбеза созвано после российского удара по Кременчугу. Но на самом деле заседание Совета Безопасности ООН можно вообще не прерывать и продолжать круглосуточно изо дня в день, чтобы успевать обсудить каждый террористический акт российского государства.
Устав ООН дает все рычаги, чтобы повлиять на любого нарушителя правил Организации, любого агрессора, любое государство-террориста. И я призываю вас воспользоваться этими рычагами. Обязательно лишить российскую делегацию возможности манипулировать ООН. Обязательно сделать для России невозможным пребывание в Совбезе, пока ее террор продолжается. Обязательно создать трибунал для расследования всего, что сделали российские военные против украинцев. И обязательно нужно дать на уровне ООН юридическое определение понятию «государственный терроризм». Все действия России должны получить юридическую оценку – глобальные санкции за то, что она разрушает международный правопорядок.
Благодарю вас за внимание и хочу сказать еще только одно. Разные страны мира могут по-разному относиться к войне, к любой войне. Но в каждой стране мира одинаково чтят память погибших. Не только военных, а каждого человека, каждого ребенка, который погибает из-за такой трагедии, как война. Это происходит всегда.
Люди с уважением и сочувствием относятся к тем, кто ушел и чья жизнь была несправедливо отнята. Только убийцы не чтят память тех, кого они убили. И я прошу вас сейчас – и буду вам благодарен – почтить память всех украинцев, кто погиб в этой войне. Всех взрослых, всех наших деток. Десятки тысяч человек. Я прошу сейчас почтить минутой молчания их память.
Спасибо.