Уважаемая госпожа Премьер-министр Фредериксен!
Уважаемый министр Бедсков!
Уважаемые присутствующие, уважаемые участники и участницы конференции!
Благодарен за организацию такого важного мероприятия, необходимого именно сейчас – и не только Украине.
Для начала я хотел бы напомнить вам один эпизод нашей с вами общей истории. Это произошло в Швеции. Приблизительно 700 километров от Копенгагена, чуть более часа на самолете. Однажды на атомной станции «Форсмарк» приборы контроля показали наличие радиационного загрязнения. Тогда всё быстро проверили и утечки радиации на «Форсмарке» не нашли.
Однако с других площадок в Швеции, а также из Финляндии начали поступать сообщения, что там фиксируется повышенный уровень радиации. Началось беспокойство и в Дании – тоже зафиксировали повышение уровня радиоактивных веществ.
Стало ясно, что произошла чрезвычайная ситуация, но тогда еще не знали, где именно. Проанализировали характер загрязнения, направление и скорость ветра и выяснили, что где-то на территории от Минска до Черного моря случилась катастрофа.
Это был апрель 1986 года. Прошли сутки после взрыва атомного реактора в Чернобыле. Советская власть тогда молчала о случившемся. И пыталась приуменьшить масштаб катастрофы. Однако скрыть ее было невозможно – уже была огласка в Европе, были доказательства загрязнения, уже началась дискуссия о том, чем это угрожает всем людям.
Я не буду напоминать вам сейчас все детали тех дней. Наверное, вы все об этом знаете. О пожаре на Чернобыльской станции и усилиях тех, кто пытался остановить разворачивание катастрофы. О диагнозе «острая лучевая болезнь» и о людях, которые в страшных предсмертных муках умоляли о спасении.
Значительные территории были загрязнены. Вокруг Чернобыля до сих пор существует зона отчуждения, где запрещено жить людям. Сотни тысяч жителей разных стран так или иначе пострадали от Чернобыля.
И годами после той катастрофы по всему миру думали, как сделать безопасной атомную энергетику. Годами следили за соблюдением специальных стандартов, чтобы гарантировать недопущение подобных катастроф.
И годами абсолютно никому не приходило в голову, что Европа может оказаться под угрозой новой катастрофы на атомной станции не потому, что кто-то нарушит какие-то стандарты безопасности, а потому, что какое-то государство сознательно использует атомную станцию для террора.
Вот что сейчас делает Россия. И если советские власти пытались скрыть Чернобыльскую катастрофу и все ее последствия, то российские власти гораздо более циничны и опасны – они сами делают все, чтобы риск ядерной катастрофы стал максимальным, и лгут всему миру, что виноват вроде бы кто-то другой.
Мы должны защитить Европу от этой угрозы. Защитить все вместе. А возможно, не только Европу. Потому что Запорожская атомная станция в Украине – самая большая на нашем континенте. Третья по размерам в мире. Шесть энергоблоков!
За годы работы этой станции не было ни одного инцидента, который бы поставил под угрозу безопасность украинцев или всех европейцев. Но теперь российская оккупационная армия использует Запорожскую атомную станцию для террора и вооруженных провокаций.
Россия превратила атомную станцию в поле боя. Когда оккупанты пришли на Запорожскую АЭС, их танки ее обстреляли. Прямой наводкой – по станции! Размещая боевую технику на территории станции и даже производя там утилизацию боеприпасов, российские военные не могут не знать, что ставят всю Европу под угрозу ядерной катастрофы.
И, конечно, российские власти отдают себе отчет в том, какими могут быть последствия, когда их войска обстреляют атомную станцию, в том числе из реактивной артиллерии.
В августе – это было уже сейчас – они повредили линии связи станции с нашей энергосистемой, датчики радиационного мониторинга, азотно-кислородную станцию, трубопроводы для водорода и соответствующую инфраструктуру. Уже тогда Европа оказалась в нескольких шагах от ядерной катастрофы. И сейчас мы все в этой сложной ситуации.
Мы убеждены, что траектория крылатых ракет, которыми Россия обстреливает территорию Украины, неслучайно пролегает над украинскими АЭС. Все это – проявления российского ядерного терроризма.
Россия стала государством-террористом и фактически держит в заложниках атомные станции и шантажирует всех возможной катастрофой.
Уверен, каждый из вас уже задумывался, как поступить, если Россия применит так называемое тактическое ядерное оружие. Подумайте еще и вот об этом. Россия может спровоцировать крупнейшую в истории радиационную аварию на Запорожской атомной станции, и по фактическим последствиям это может быть еще более катастрофично, чем Чернобыль, а по сути – тем же, что и применение Россией ядерного оружия, но без ядерного удара.
Никто из нас не сможет остановить ветер, если он будет нести радиацию. Но мы все вместе с вами способны остановить государство-террориста. И чем быстрее мы остановим Россию, тем быстрее Европа и мир смогут снова почувствовать безопасность.
Все, что нужно для этого, вам хорошо известно.
Санкции против России нужно усилить и не позволять их обходить. В ответ на ядерный шантаж нужны жесткие санкции против «Росатома» – это конкретные вещи – и всей российской атомной отрасли, а не договоренности с ними.
Необходимо постоянное политическое давление на Россию, чтобы увеличивать количество стран – участниц антивоенной коалиции и уменьшать круг тех, кто хоть как-то готов помочь России в этих обстоятельствах.
А главное – нужно еще больше поддержки для Украины оружием и снарядами. Чтобы действительно остановить Россию, у Вооруженных Сил Украины должно быть столько снарядов, сколько необходимо, чтобы чувствовалось, что Россия не способна оказывать давление на поле боя. И оружие Украине нужно такой мощности, такой дальнобойности, чтобы Россия была вынуждена наконец-то задуматься о поиске мирного решения.
Министр обороны Украины Алексей Резников, который присутствует среди вас на конференции, обязательно проинформирует вас о конкретных оборонных нуждах.
Второй пункт – финансы. Россия до сих пор получает десятки миллиардов долларов благодаря торговле с другими странами, в том числе Европы.
А в Украине ежемесячный дефицит только государственного бюджета – около 5 миллиардов долларов.
И разрушения от войны – именно на территории Украины. И мы не можем ждать, когда война завершится, чтобы восстанавливать нормальную жизнь.
Наши дети, как и ваши, должны идти в школы. Наша молодежь, как и ваша, должна учиться в университетах. В Украине, как и у вас, должны работать больницы и социальная инфраструктура. А значит, Украина нуждается в восстановлении. Сейчас! Именно сейчас! И тем более в канун зимнего сезона.
Нам нужно производить разминирование. И, конечно, нам нужно подготовить оборону к зимним условиям.
Поэтому достаточная и своевременная финансовая поддержка для нашего государства, для бюджета и для Fast Recovery – это так же жизненно важно, как оружие и снаряды для нашей армии и санкции против России.
И государство, которое блокирует это финансирование для Украины, не может иметь оправданий. Оно должно помнить, что оно – европейское государство, и должно немедленно исправить эту проблему.
И третий пункт – это экспорт в Россию, поставки компаниям государства-террориста комплектующих и продукции двойного назначения. Россия просто не имела бы боеспособной армии в современных условиях, если бы не импортные детали. Электроника, оптика и многие другие детали иностранного производства используются при создании ракет, беспилотников, средств связи, бронетехники и т. д. Этот поток технической помощи российскому террору нужно остановить полностью!
Необходим эффективный механизм контроля любых поставок в Россию, чтобы не пропустить ни одной детали, которая может пойти на производство оружия для обстрелов мирных городов или атомных станций.
Дамы и господа!
Реагирование сейчас должно быть полномасштабным, как и война, начатая Россией. Никому не нужны новые катастрофы.
Надо сделать выводы из катастрофы 1986 года. Из десятилетий, которые Россия использовала, чтобы подготовиться к этой подлой войне против всей свободной Европы. Из восьми лет войны на Донбассе и из 170 дней террора против Украины после 24 февраля.
Никакого замалчивания – только правда. Никакого промедления – только решительные действия. Никакой растерянности – только уверенное единство.
Нужны оружие и снаряды для нашей обороны – по максимуму. Нужны финансы для Украины в достаточном объеме и без каких-либо бюрократических блокировок.
Нужна полная изоляция государства-террориста, прежде всего экономическая, технологическая, и жесткие санкции.
Это наш с вами долг перед нашими государствами, перед всеми будущими поколениями свободных людей – сделать все, чтобы остановить Россию, обеспечить ее проигрыш в этой войне и гарантировать, что ни одно другое государство не сможет повторить этот террор.
И я верю, что мы выполним наш долг!
Спасибо вам за внимание!
Благодарю Данию и Великобританию за совместную организацию этой конференции, которая может стать исторической благодаря нашим совместным усилиям.
Еще раз спасибо!
Слава Украине!