Ульф, господин Премьер-министр!
Я вижу Риши, я вижу Метте, простите, что я не могу видеть всех, но я счастлив и знаю, что все вы и ваши страны с нами. Большое спасибо за все это время, что вы поддерживали и поддерживаете нас.
Дорогие коллеги!
Рад приветствовать вас! И рад, что этот формат сотрудничества – Объединенные экспедиционные силы – функционирует и становится крепче.
Сейчас время именно коллективных усилий.
Это не значит, что возможности любой нации в отдельности слишком малы. Это значит, что задача, которая стоит перед нами, слишком велика. Нам нужна надежная геополитическая стабильность в Европе и – шире – во всем евроатлантическом пространстве.
Ради этого мы нуждаемся в новых коллективных формах сотрудничества и усилении существующих.
Мы видим, какими могут быть современные агрессии и террористические нападения. Если враг свободы имеет значительные ресурсы и безграничный цинизм, как Россия, как ХАМАС, как другие террористы, то свободным нациям нужна действительно полномасштабная защита. Быстрая, максимально гибкая, не ограниченная устаревшими процедурами и такая, которая может поддерживаться непрерывно – столько, сколько нужно.
В нашем евроатлантическом пространстве есть НАТО. Прежде всего. Впрочем, не все демократические нации привлечены к этой форме защиты.
Именно поэтому Украина на пути в НАТО разрабатывает систему гарантий безопасности. И я благодарю тех из вас, кто присоединился к этой работе с нами. Геополитическая стабильность – это основной элемент всех прочих форм стабильности. Может ли нация самостоятельно гарантировать геополитическую стабильность для себя? Точно нет. Может ли это сделать главный Альянс, существующий на нашем континенте, – НАТО? Да, но только если его участники умеют быть союзниками.
Региональные форматы взаимодействия дают именно такую практику – умение быть союзниками. В той или иной сфере. На той или иной исторической дистанции.
Умение быть союзниками не дается легко. Это не приходит автоматически.
Это не результат формального решения о присоединении к Альянсу. Это повседневное сотрудничество.
Это и наши коалиции – оборонные коалиции, помогающие защите от России.
Возможности больших альянсов растут на основе содержательного локального сотрудничества.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать новые форматы взаимодействия и усилить существующие в нашем регионе – Черноморском регионе.
Я был с визитом в Бухаресте, и на встрече с Президентом Йоханнисом мы договорились, что отношения между нашими государствами – Украиной и Румынией – заслуживают уровня стратегического партнерства.
Продуктивно работаем и в треугольнике Украина – Молдова – Румыния.
В частности, в логистическом взаимодействии – для экспорта продовольствия, произведенного в Украине, которое является критически важным для продовольственной безопасности мира. Это то, что имеет потенциал и для энергетики наших стран, для энергетической независимости от России. Имеем и общее понимание вызовов в сфере безопасности. Украина поддерживает чрезвычайно важное сотрудничество с Болгарией и Турцией.
Мы все должны помнить, что общая безопасность и развитие экономики, инфраструктуры в регионе Черного моря – один из ключей к геополитической стабильности всей нашей Европы.
Новые перспективы в сфере безопасности появятся и благодаря переменам в соседнем с Черноморским регионе Южного Кавказа. Это придаст потенциал нашей общей безопасности здесь, в нашей части Европы. Особенно когда благодаря нашей защите от агрессии России откроются новые перспективы для Грузии восстановить свою территориальную целостность.
Все мы сейчас – на историческом повороте. Вариантов всего два: либо террористической России удастся сломить свободу, и тогда по всему нашему континенту распространится зона геополитической нестабильности, которая существует на востоке Европы, либо благодаря многим уровням и форматам сотрудничества, в частности региональным, благодаря нашей совместной защите свободы Россия проиграет в этом противостоянии. И когда она проиграет, в результате будет реализован исторический шанс на геополитическую стабильность по всей линии от Скандинавии через Минск и Киев до Южного Кавказа.
Был ли такой шанс у предыдущих поколений? Честно, не было. Потому что Россия всегда оставляла себе потенциал для дестабилизации. Но сейчас у нас с вами – есть.
И мы должны его реализовать. Уверен, реализуем.
Дорогие лидеры!
Сейчас, в преддверии зимы, всем нам следует сосредоточиться в первую очередь на гибридных террористических угрозах от России. Мы видели в прошлом году, на что Кремль делал ставку, а именно – на удары по энергетической инфраструктуре, чтобы уничтожить основу современной жизни. Предполагаем, что этой зимой Россия попытается повторить свою тактику террора, только в большем масштабе. Важно сейчас быть готовыми к любым терактам, к любым действиям России. Мы должны выдержать эту битву. Противовоздушная оборона, а именно защита наших городов, нашей энергетической инфраструктуры и экспортных коридоров в Черном море – ключевое в победе в зимней битве для Украины. И я благодарю тех из вас, кто помог всем нам защищать наше небо от российских ракет, дронов и от российской авиации. Кремль должен начать привыкать к своим проигрышам. И, в частности, проигрыш второй зимы, проигрыш его энергетического террора однозначно придаст силы всем нам. И вести Россию проигрышами дальше будет проще.
Но для этого нужно еще вместе поработать – намного больше! И на глобальном уровне, и на региональных уровнях и, конечно, в двустороннем сотрудничестве. Так, чтобы после этой зимы мы с вами смогли зафиксировать: на основе нашего с вами сотрудничества постепенно растет наша общая победа, и благодаря ей приближается утверждение на всем большом востоке Европы геополитической стабильности. Реальной, надежной.
И это будет.
Благодарю вас за поддержку, за приглашение, благодарю за все!
Слава Украине!