Финансовые ресурсы, выделенные ЕС, Соединенными Штатами и другими союзниками Украины для поддержки наших граждан, которые спасаются от российской агрессии на территории других стран, следует направить на то, чтобы поощрить этих беженцев возвращаться домой. Об этом говорится в общей статье советника Президента Украины по экономическим вопросам Олега Устенко и профессора Массачусетского технологического института, экс-главного экономиста Международного валютного фонда Саймона Джонсона для американской газеты Los Angeles Times.
«Более шести с половиной миллионов украинцев выехали из страны и нашли невероятную поддержку в соседних государствах, в частности ЕС, а также в Молдове и Норвегии. Забота о беженцах стоит дорого – они нуждаются в пище, жилье, обучении, здравоохранении и других услугах. Многие страны также предоставили регулярную денежную помощь», – сказано в статье.
И хотя часть средств для поддержки украинских беженцев выделили благотворители, все-таки бюджетные расходы правительств стран Евросоюза составляют не менее 60 млрд евро в год (около 10 тыс. евро на человека), отмечают авторы.
Некоторые украинские беженцы, в частности представители сферы IT, продолжают работать удаленно даже за пределами Украины, имеют доход и таким образом поддерживают нашу экономику. Но многие рабочие места в Украине все же не предусматривают возможности для дистанционной работы.
«В целом, учитывая текущую ситуацию, экономика Украины, вероятно, упадет по меньшей мере на 40% в текущем году по сравнению с 2021-м, и пока беженцы не вернутся домой, стабильного восстановления будет трудно достичь», – прогнозируют Олег Устенко и Саймон Джонсон.
В статье отмечается, что уже сегодня в Украину ежедневно возвращается около 30 тыс. человек, которые могут продуктивно включиться в восстановление страны и экономики. Однако правительству трудно поддерживать их заработную плату, поскольку государственный бюджет уже имеет ежемесячный дефицит около 5 млрд евро из-за расходов, связанных с войной.
«Вот почему было бы правильно часть финансовой помощи от ЕС беженцам сделать доступной для них по возвращении в Украину», – отмечают авторы.
Олег Устенко и Саймон Джонсон называют три возможных способа реализовать такую поддержку.
Один из подходов – позволить беженцам получать денежные выплаты от ЕС в Украине в течение ограниченного периода, например шести месяцев. Другой способ – выделить дополнительные ресурсы украинскому правительству для найма людей на работу по восстановлению страны», – говорится в статье.
Оба способа помогут вернуть домой больше беженцев, но процесс может быть медленным. По мнению экспертов, для украинского правительства было бы легче и эффективнее использовать средства, полученные от Евросоюза, для создания временной программы базового дохода для всех украинцев на родине.
«Программа скромных денежных грантов помогла бы миллионам людей, которые пытаются прокормить свои семьи, остаться в их общинах и повысить экономическую активность», – отмечают Олег Устенко и Саймон Джонсон.
По мнению экспертов, если бы половина из более 6 млн украинских беженцев вернулась домой, европейские правительства могли бы значительно сократить свои расходы на их содержание и перенаправить десятки миллиардов евро на долгосрочные выгоды для Украины. После того как российские войска будут изгнаны с территории Украины, а экономика стабилизируется, эти программы могут быть свернуты.
«Мы не знаем, сколько будет длиться эта война. Разрушения, причиненные вторжением России, остаются огромными. В конце концов Украина – страна с населением около 40 миллионов человек – будет нуждаться в международной помощи и поддержке для восстановления. Укрепление экономики и этот процесс должны начаться сейчас», – резюмируют Олег Устенко и Саймон Джонсон.