Уважаемые друзья! Коллеги!
Прежде всего хочу поблагодарить тебя, Шарль, и также хочу поблагодарить чешское председательство и лично Премьер-министра Фиалу за эту возможность, за приглашение принять участие в этом мероприятии. Украина – как это и должно быть – вместе со всеми европейцами.
Это уже привычно для всех: и на нашем с вами уровне, когда мы регулярно встречаемся и совместно работаем в разных европейских форматах; также и для людей в наших странах, потому что для большинства европейцев Украина – это неотъемлемая часть европейского пространства. Пространства свободы, демократии, социального развития и фундаментальных ценностей, которые объединяют всех нас, которые делают Европу такой привлекательной для многих людей из других частей света.
Но давайте на мгновение оглянемся назад, в совсем недавнее прошлое. Еще буквально несколько поколений до нас с вами такое европейское пространство, которое у нас сегодня есть, могло быть не более чем мечтой.
Причем настолько смелой мечтой, что было очень сложно поверить, что ее можно реализовать.
Европа была континентом раздора, воинственных амбиций, клановости, несвободы, неравенства, бедности. И европейцам приходилось бежать в другие части света, чтобы просто выжить и реализовать свой потенциал.
Так было. Европа сделала очень многое, чтобы это преодолеть.
И даже России сейчас не удастся столкнуть наш с вами континент в такое прошлое. Хотя Россия откровенно стремится к этому, тратит на это много сил, много средств, ресурсов. Воюет ради этого и провоцирует антиевропейские кризисы, чьи удары испытывают все в Европе – от Португалии до Финляндии.
Но что дает уверенность в том, что европейский путь необратим?
Ответ один: единство. И единство не только лидеров и государств. Не только в правовом пространстве. Не только в наших с вами институциях – институциях ЕС и других, не только в их работе.
Очень важно, что сохраняется единство нашего с вами восприятия Европы как задачи.
И вчера господин Премьер-министр Чехии Фиала, обращаясь к лидерам Европы, которые собрались в Праге на инаугурационную встречу нового формата сотрудничества на нашем континенте, вспомнил этот образ, предложенный Вацлавом Гавелом. Европа как задача.
Хочу сегодня, на заседании Европейского совета еще раз сделать ударение именно на этом образе. Потому что это источник нашей с вами силы.
Европа будет оставаться именно такой, как сейчас, пока европейцы будут воспринимать то, что имеют, то, как живут, то, что получили от предыдущих поколений, не как данность, а именно как задачу.
Мир в Европе – это не состояние, а задача.
Наши ценности, их распространенность и сила – это не данность, а задача.
И демократия – это не то, что может быть всегда, потому что есть уже сейчас, а тоже задача.
Социальное развитие, стремление к равенству в разнообразии, которыми Европа отличается от других частей света, – это тоже не что-то такое, что мы можем просто получить от родителей или просто передать своим детям. Это задача.
И безопасность... Безопасность – это тоже не состояние, не данность, не наследство, которое можно получить или передать, а задача.
Это постоянно обновляющаяся задача, которую никогда нельзя оставить и которая неизменно нуждается в новых мнениях, шагах и решениях, чтобы сохранить все то, что мы с вами так ценим и что так привычно для нас.
И особенно сейчас, во время, когда Европу так жестоко, многоуровнево атакует наиболее антиевропейское государство современного мира – Россия.
На нашу землю – на украинскую часть Европы – Россия принесла войну. И только благодаря тому, что украинский народ остановил это нашествие России, Россия пока не может принести такую же войну и другим частям Европы, в частности странам Балтии, Польше, Молдове.
Вся Европа поставлена в условия жесткого ценового кризиса, когда из-за манипуляций с энергорынком Россия достигает невиданного давления на уровень жизни абсолютного большинства европейцев.
И все мы из-за захвата российскими войсками Запорожской атомной станции находимся на грани радиационной катастрофы.
Это ужасные условия. Но мы все – вместе, мы мощно защищаемся, мы не оставили нашу задачу.
Мы наладили и должны только увеличивать наше взаимодействие в сфере безопасности и обороны.
Увеличивать поставки оружия, боеприпасов для защиты от российского нашествия.
Увеличивать производство оружия и боеприпасов в Европе, чтобы быть неизменно готовыми к защите нашего общего пространства.
Конечно, я понимаю, все мы лучше потратили бы деньги, которые тратим на вооружение, на совсем другие цели – мирные цели, на социальные потребности. Но кто и чем тогда сможет защитить такие цели и такие потребности?
Мы должны особенно внимательно подойти к вопросу защиты нашей критической инфраструктуры, и особенно после того, как диверсии произошли на газопроводах в Балтийском море.
Никогда раньше наш континент не был поставлен перед такой угрозой – угрозой уничтожения подводных трубопроводов, кабелей, тоннелей. Но сейчас от России можно ожидать и этого.
В то же время мы должны усиливать наше сотрудничество, чтобы помочь друг другу обеспечить всех европейцев надлежащими энергетическими гарантиями. Россия не должна добиться успеха в своей попытке принудить европейцев к энергетической бедности или вообще к полному отсутствию энергии.
Ключевой вызов при этом – именно в Украине.
Первое – это физическая защита энергетических объектов от российских ударов. Нам необходимо достаточное количество систем противовоздушной обороны, чтобы не позволить России оставить людей зимой без тепла и электричества.
Второе – это Запорожская атомная станция. Мы должны наконец заставить Россию немедленно выполнить требования МАГАТЭ, всех нормальных людей мира и демилитаризовать станцию. И это не только о военной технике России, но и о выводе всех боевиков со станции. Прямо сейчас на Запорожской станции находятся 500 российских террористов. И им там не место!
Это абсолютно необходимо для радиационной безопасности. Это абсолютно необходимо для того, чтобы у Украины был необходимый объем электричества для экспорта. Для экспорта, который этой зимой принципиально важен для наших соседей в ЕС.
Третье – это восстановление. Быстрое восстановление объектов, которые Россия разрушила боевыми действиями.
Я благодарен тем странам, которые уже начали работу по нашему Fast Recovery Plan. И мы ожидаем содержательного обсуждения этой темы во время конференции в Германии 25 октября.
Мы уже создали и должны постоянно усиливать систему санкционного давления на агрессора.
Я искренне благодарю вас за принятие восьмого пакета санкций ЕС, который содержит в том числе и компонент в отношении российской нефти. Мы должны продолжать движение в этом направлении – направлении давления на российский энергосектор, на этот основной источник доходов государства-агрессора.
И мы должны сохранять политическую принципиальность.
Это особенно важно именно сейчас, когда российские силы наконец-то посыпались на поле боя и наши герои ежедневно освобождают украинскую землю – село за селом, город за городом.
Чтобы остановить освобождение Украины, Россия начала манипулировать темой переговоров и якобы вспомнила о диалоге, который сама же и отбросила, начав эту войну против Украины и против вас всех, против всей Европы.
Очевидно, что Россия не хочет никаких настоящих переговоров. Ведь если бы хотела, то отреагировала бы на десятки наших предложений и попыток. Россия просто хочет выиграть время. Хочет перегруппировать силы и накопить ресурсы, чтобы снова ударить. Мы должны не дать ей сделать это.
Как и все остальное в Европе, безопасность – это не то, что можно получить, в чем-то уступив или подписав какое-то соглашение. Безопасность – это задача. Задача выгнать оккупанта с оккупированной им территории. Задача привлечь убийц и палачей к законной ответственности. Задача возобновить действие фундаментальных норм и конвенций, утвержденных международным сообществом для всех государств без исключения.
Мы должны быть сильными до нашей с вами победы, чтобы сохранить все то, что мы так ценим. Мы должны никогда не останавливаться в защите свободы и демократии, чтобы наши дети и внуки могли наслаждаться по крайней мере не меньшим объемом прав и свобод, чем тот, который есть у нас.
И мы должны максимально вкладываться сейчас в нашу оборону, в нашу безопасность, в наше сотрудничество, чтобы у каждого в мире, у кого может даже просто промелькнуть мысль, чтобы начать антиевропейский курс, навсегда сохранилось осознание, что сила европейского единства – непреодолима.
Я благодарю вас за внимание! Я благодарю вас за поддержку!
Да здравствует объединенная Европа! Объединенная – тоже как задача. Задача для нас с вами. Равных лидеров стран Европы – стран Европейского Союза. Всех де-факто, но пока что не всех де-юре. И это тоже для нас с вами задача – задача ради нашей с вами Европы. Пространства свободы, демократии, социального развития и фундаментальных ценностей, объединяющих всех нас.
Благодарю вас!
Благодарю тебя, Шарль!
Слава Украине!