Уважаемый господин Фабиус!
Дамы и господа!
Я благодарю за возможность представить наш, украинский взгляд на то, как право может гарантировать мир. Я начну с одного примера. С примера, который демонстрирует потребность во всеохватности правового ответа на агрессию.
30 сентября текущего года. Запорожская область. Утро, семь часов десять минут. Российская армия выпускает 16 ракет по территории области и по городу Запорожью. Из них четыре ракеты сбивают наши силы противовоздушной обороны. Девять попадают в один из заводов, предприятие разрушено. А еще три российских ракеты попадают прямо в пункт пропуска на дороге – в место, где находились десятки человек. Обычные люди на обычных машинах.
В то утро пострадали в общей сложности 122 человека. Погибли 30 человек, в том числе два ребенка. Девочка, ей было десять лет. И мальчик, ему было 14 лет.
И это только один российский ракетный удар. Сознательный удар по гражданским. Сознательное преступление. Это один из тысяч ударов, которые произошли с 2014 года, когда Россия начала агрессию против Украины, и с 24 февраля текущего года, когда Россия превратила эту агрессию в полномасштабную войну.
Все вы знаете, что происходит в Украине. Все вы слышали о Буче и Мариуполе, о сожженных городах и замученных людях. И я думаю, что многие из вас читали или слышали слова, которые очень четко объясняют, почему все это происходит.
Я процитирую сейчас эти слова. «Развязывание захватнической войны является не просто международным преступлением; это высшее международное преступление, отличающееся от других военных преступлений только тем, что содержит в себе все накопленное зло в целом». Конец цитаты.
Это мудрые слова. Слова людей, которые своими глазами видели полномасштабную войну. Видели и знают, что все военные преступления начинаются с одного первичного преступления – с преступления агрессии.
Что такое удар ракетами по обычным людям в обычных машинах на пропускном пункте где-то посреди Запорожской области? Это преступление конкретных российских военных, которые произвели запуск ракет. Это преступление конкретного командира, который отдал приказ на ракетный удар. И это преступление тех, кто начал вооруженную агрессию против Украины, в рамках которой стали возможны и этот, и тысячи других подобных ударов. А еще в рамках которой стали возможны расстрелы гражданских, издевательства и казнь пленных, изнасилование женщин и детей, авиаудары по обычным жилым домам, применение запрещенных мин и боеприпасов.
Все преступления российских оккупантов на украинской земле реально расследовать и привлечь виновных к ответственности. Всех виновных!
Но... Надо привлечь к ответственности и тех, чьи решения положили этому начало. Тех, кто совершил первичное преступление. Преступление, в котором сконцентрировано все проявленное российскими оккупантами зло.
И у нас с вами пока нет такого институционального основания, чтобы привлечь российское политическое и военное руководство к ответственности за преступление агрессии.
Дамы и господа!
Украина предлагает реальный путь, чтобы привлечь к ответственности виновников первичного преступления, породившего все другие преступления, совершенные с начала российской агрессии.
Долгие годы мир искал, как не допустить повторения полномасштабной войны в Европе и как обеспечить неотвратимость наказания для военных преступлений и военных преступников, кем бы они ни были, где бы ни были и где бы ни совершали преступления против основ человеческой жизни. Благодаря этим поискам и усилиям многих добросовестных людей мы теперь имеем в том числе Международный уголовный суд – одну из важнейших глобальных правовых институций, которая обеспечивает справедливость и защищает человечность.
Украина полностью поддерживает деятельность этого суда. Мы приняли юрисдикцию Международного уголовного суда в отношении всех событий на территории Украины. Мы ввели изменения в законодательство Украины, чтобы упростить и сделать более эффективным наше сотрудничество с этим судом. Мы находимся в постоянной и довольно практической коммуникации с представителями Международного уголовного суда для достижения общей цели – привлечь российских оккупантов к ответственности за преступления, совершенные ими на территории Украины.
Я благодарен всем государствам и специалистам, которые способствуют этой работе своей финансовой, технической, аналитической, правовой и экспертной поддержкой. Я благодарю в том числе и Францию, чей вклад уже ощущается. И я верю, что Международный уголовный суд сможет создать исторический прецедент масштабного и абсолютно законного ответа на совершенные российскими оккупантами преступления – такого же, какой масштабной стала российская война против Украины.
Но, чтобы и первичное преступление вооруженной агрессии получило справедливый ответ, мы должны дополнить деятельность Международного уголовного суда. Мы должны создать специальный трибунал по преступлению агрессии против Украины. Чтобы он смог наказать тех, кого, к сожалению, не могут достать Международный уголовный суд и все другие существующие судебные институции мира.
Все вы знаете, как руководство России за лживыми рассказами о государственном суверенитете скрывается от справедливой ответственности за содеянное. Нам необходимо это преодолеть.
Проект соответствующего международного договора по созданию спецтрибунала недавно был представлен в Киеве дипломатам из стран – наших партнеров. Но мы предлагаем этот договор не только нашим партнерам, но и всем в мире, кто ценит международный правопорядок.
Я вам приведу еще одну цитату. «Обвинения в обвинительном акте в том, что подсудимые планировали и вели агрессивные войны, являются обвинениями чрезвычайной тяжести. Война по своей сути является злом. Последствия касаются не только воюющих государств, но и поражают весь мир». Конец цитаты.
Когда мы заключим договор и создадим cпецтрибунал по российской агрессии, то уже сам факт подготовки обвинительных актов и выдача ордеров на арест тех, кто спланировал и приказал начать эту агрессию, будет самым мощным сигналом всем другим потенциальным агрессорам в мире, что война неизбежно наказывается, а виновные – привлекаются к ответственности, что право всегда действует и всегда властвует закон, а человечность гарантированно защищена.
Вот почему мы говорим, что право может гарантировать мир и справедливость. Может! Для всех. Но если мы создадим необходимую институцию.
И я приглашаю Францию, в частности ваш Конституционный совет, активно присоединиться к переговорам об учреждении спецтрибунала.
И еще одно. То, без чего послевоенная справедливость просто невозможна. Это компенсация за все потери и разрушения.
Уже сейчас, в октябре, мы предлагаем всем, кто ценит международное право, поддержать на заседании Генеральной Ассамблеи ООН фундаментальную резолюцию. Резолюцию, которая подтвердит международно-правовое обязательство России по выплате репараций за эту войну и признает необходимость компенсационного механизма, через который такое обязательство может быть реализовано.
Агрессор должен в полной мере заплатить за развязанные им жестокость и разрушения. И хотя в случае с Россией это непросто, но вполне реально. Соответствующий порядок юридических шагов понятен. Мы можем представить его всем заинтересованным субъектам.
И я добавлю сейчас еще одну цитату. «Преступления против международного права совершаются конкретными людьми, а не абстрактными лицами, и только наказанием конкретных индивидуумов, совершивших эти преступления, можно обеспечить соблюдение положений международного права». Конец цитаты.
Наверное, вы читали или слышали эти и другие приведенные мной сейчас слова. Они – из приговора Нюрнбергского трибунала. Трибунала, который был основан международным договором. Трибунала, который наказал виновников предыдущей полномасштабной войны в Европе и показал, что справедливость в мире существует.
Все мы, кто изучал юриспруденцию, видели и анализировали этот фундаментальный документ – приговор Нюрнберга. И я уверен, что будет время, когда студенты, которые также будут изучать право, смогут сравнить текст нюрнбергского приговора с текстом того приговора, который будет вынесен специальным трибуналом по преступлению агрессии России против Украины. Но не только. Они также будут изучать и опыт компенсации Россией всех убытков, нанесенных этой войной.
Поэтому коллеги! Друзья! Я приглашаю всех вас принять участие в создании соответствующих правовых институций. Каждый, кто сейчас присоединится к восстановлению справедливости, присоединится и к гарантированию мира для всех нас в Европе и мире – долгосрочно.
Ни одного шанса виновным! Ни одного шанса агрессии! Пусть действует право.
Спасибо вам за внимание!
Спасибо, Франция, за поддержку.
Слава Украине!
Справка. Мероприятие «Ночь права» (La Nuit du Droit), инициированное главой Конституционного совета Франции Лораном Фабиусом, проводится ежегодно 4 октября, в годовщину принятия французской Конституции. Оно призвано помочь гражданам понять свои права. В этом году проводится четвертая «Ночь права», в рамках которой по всей Франции проходит более ста различных мероприятий, посвященных дискуссиям на тему «Война и право». В частности, обсуждается роль закона в противодействии войне, обеспечении правосудия, справедливости и ответственности и др.