Дорогие участники конференции!
Уважаемые дамы и господа!
Я благодарен за эту возможность обратиться к вам и принять участие в конференции, цель которой – если говорить откровенно – это спасение международного права. Ведь именно сейчас и именно от ваших, наших общих усилий зависит, будет ли вообще у человечества такой инструмент, как международное право. Будет ли человечество жить в хаосе и постоянном насилии со стороны тех, кто считает, что сила все решает и якобы агрессия позволяет подавать любые желания тиранов в обертке права.
Через несколько дней, 17 июля, будет уже восемь лет с момента одной из самых ужасных авиационных катастроф в истории – уничтожение самолета рейса MH17. Тогда в небе над украинским Донбассом российские преступники убили 298 человек. Мир, увидев это преступление, осознал, что происходит в Украине. Осознал, с какой агрессией Россия пришла в наше государство.
Уничтожение MH17 привлекло глобальное внимание. Все мировые СМИ, политики и общества ощутили боль семей, которые потеряли родных в этой катастрофе. Погибли 80 детей, среди них – три младенца... Невозможно забыть фотографии с детскими игрушками, которые были найдены на земле среди обломков «Боинга».
Время идет, о той трагедии говорят все реже. Но правосудие делает свое дело. Украине, Нидерландам, всем нашим партнерам, экспертам и расследователям удалось установить полную картину того, что произошло с MH17. И я не сомневаюсь, что все, кто совершил то страшное преступление, получат справедливое наказание.
Но мы должны помнить, почему стало возможным это преступление. Должны помнить, что оно не единственное и не случайное. Эта катастрофа стала лишь одной из многих катастроф и трагедий, вызванных первичным российским преступлением – вооруженной агрессией против Украины. Это все началось в 2014 году и продолжается до сих пор. До сих пор ежедневно забирает жизнь наших людей.
Сегодня утром российские ракеты ударили по нашему городу Виннице. Обычный мирный город. Крылатые ракеты попали в два общественных здания. Разбиты жилые дома, медицинский центр – в нем пожар. Пылали машины, трамваи. Это дерзкий акт российского террора. Такого не могли сделать люди. Это скоты! Восемь ракет, две из которых попали в центр города. По состоянию на эту минуту 20 человек погибли, среди них – трое детей, большое количество раненых...
Я прошу вас сейчас почтить минутой молчания память всех погибших от российских преступлений – с 2014 года и по сей день, всех, кто был убит Россией на нашей украинской земле и в украинском небе.
Я очень вам благодарен. Я благодарен вам за то, что вы вместе со мной сейчас почтили память жертв российской агрессии. Просто почувствуйте это: мы делаем это каждый день. Потому что каждый день, именно каждый, гибнут наши люди, гибнут дети. Из-за российской агрессии десятки тысяч украинцев убиты, замучены, искалечены. Миллионы депортированы в Россию или лишены дома из-за боевых действий. До сих пор устанавливается, сколько детей российские силы похитили и вывезли из Украины... Предварительная цифра страшная – около двухсот тысяч детей.
Мир видел, что произошло в Мариуполе и Буче. Мир видит российский ракетный террор. Буквально в прямом эфире все видят, как российская артиллерия сжигает города на Донбассе и разрушает гражданскую инфраструктуру в Харькове и на юге нашего государства. Только за время с начала полномасштабного вторжения 24 февраля органами правопорядка Украины зарегистрировано 34 039 преступлений, связанных с российской агрессией. Это чуть меньше чем за 5 месяцев. А представьте, сколько преступлений российские оккупанты совершили с 2014 года...
И за это первичное, первоначальное преступление вооруженной агрессии должно быть обязательное и принципиальное наказание для всех российских преступников.
Украинское правосудие сделает ту часть работы, которую позволяет национальная юрисдикция. Верю, что Международный уголовный суд неизбежно обеспечит ответственность виновных в преступлениях, которые относятся к его подсудности: военных преступлениях, преступлениях против человечности, преступлении геноцида. И я благодарен всем нашим партнерам, поддерживающим нас на этом пути.
Кстати, для помощи следствию – как украинскому, так и международному – мы запустили проект «Книга палачей украинского народа». Этот проект позволяет собирать на онлайн-платформе доказательства военных преступлений и данные о тех, кто их совершил. В современном мире этот и подобные цифровые и коммуникационные инструменты значительно ускоряют работу следствия.
Но имеющиеся судебные учреждения по юрисдикционным причинам не могут привлечь к ответственности всех виновных в первичном преступлении агрессии. Потому и необходим Специальный трибунал по этому преступлению – российской агрессии против Украины. Трибунал, который обеспечит справедливое и законное наказание тех, кто начал эту историю катастроф и трагедий, которая стала самой большой войной в Европе со времен Второй мировой.
Наших с вами усилий хватит, чтобы зафиксировать преступления российских оккупантов, чтобы собрать все доказательства и сделать это так, чтобы они были абсолютно допустимы в судах, чтобы установить каждого из виновных. Но те люди, чьи решения привели к этому массиву преступлений, не должны прятаться за так называемым иммунитетом должностных лиц. Принцип неизбежности наказания должен действовать и для этих людей. И это может обеспечить только Специальный трибунал по агрессии против Украины.
Но, кроме такого трибунала, нужен также инструмент компенсации всех ущербов, причиненных агрессией.
Время безжалостно и играет на руку России. Люди не умеют долго ждать справедливости. Если справедливость заставила себя ждать, люди чувствуют, что ее как будто бы нет.
Сегодня в мире уже не вспоминают страшные российские преступления, совершенные в начале агрессии против нашего государства – еще в 2014 и 2015 годах. Сейчас и ощущения в отношении Мариуполя, «Азовстали» и Бучи в мире совсем другие – гораздо менее интенсивные.
Конечно, люди не изменили свою оценку этих и других преступлений. Однако, чтобы обеспечить ощущение, что справедливость восстанавливается, нужно не только наказать виновных. Нужно предоставить жертвам преступлений полную помощь и восстановить все разрушенное этой агрессией. Агрессор должен проиграть и на поле боя, и на уровне смыслов, чтобы война стала тяжелым ущербом в первую очередь для агрессора, а не для жертв.
Обратите, пожалуйста, внимание: за тысячами преступлений, совершенных во время войны России против Украины, стоит одна и та же группа лиц. Те, кто отдают преступные приказы. Те, кто всегда одинаково луг. Те, кто уже девятый год думают, как сделать всем вокруг хуже и болезненнее, как нанести другим государствам и народам больше потерь.
Жизнь и достаток этой группы лиц обеспечивается другими лицами – физическими и юридическими. Активами, которые на них записаны. Имуществом, которым они владеют открыто либо скрыто. Деньгами, которые они спрятали в разных юрисдикциях и в разных формах – частной, государственной или квазигосударственной.
Поэтому Украина выступила с предложением создать специальный компенсационный механизм. Мы считаем, что компенсация ущерба, причиненного российской агрессией, может происходить за счет российских активов и средств, которые находятся за границами России – в других юрисдикциях. И следует понимать, что послевоенное восстановление Украины является чрезвычайно сложным проектом, который может стать успешным при помощи партнеров. И чем скорее заработает компенсационный механизм, тем эффективнее активы государства-террориста будут конвертированы в компенсации и тем меньше финансовое бремя будут нести наши партнеры.
И я хочу сейчас поблагодарить Канаду и другие государства, которые работают над тем, чтобы их законодательство позволило такой процесс возмещения. Следует сделать это глобальным, чтобы никому в мире больше не пришло в голову, что агрессия против суверенного государства вопреки международному праву может быть терпимой для агрессора. Нужен именно такой глобальный законный путь, который станет отражением одной из наших общих ценностей – верховенства права.
Дамы и господа!
Правосудие всегда должно делать свое дело. А наша задача – всех политиков – дать правосудию необходимые инструменты для справедливости.
Сила права, его верховенство обеспечиваются только тогда, когда есть эффективные и устойчивые институции, способные реализовать право в любых условиях.
Мы знаем, какие институции нам нужны. Мы можем создать их. И они обязательно сработают.
И это будет такой вклад в защиту мирового порядка, мирового правопорядка, с которым можно сравнивать разве что Нюрнбергский трибунал. Это наша общая задача.
Я благодарю вас за помощь!
Я благодарю вас за внимание!
Слава Украине!