Уважаемые студенты и преподаватели!
Большое сообщество Гарварда!
Благодарен за возможность обратиться к вам.
У меня чуть больше, чем несколько слов, потому что в приглашении на это выступление мне было предложено сосредоточиться на двух темах: мира и лидерства. И это, мне кажется, хорошее предложение. Поэтому я хотел бы сначала высказаться по этому поводу, а потом, я уверен, мы найдем достаточно времени для общения, и я с удовольствием отвечу на все ваши вопросы.
То, к чему мы все стремимся, – это мир. И то, что позволяет реализовать наши стремления, – это лидерство. Я начну с нескольких примеров.
Вот буквально сегодня в Москве было сделано очередное шантажистское заявление о ядерном оружии. Руководство России очень старается создать у всех нас впечатление, что якобы у них есть готовность применить ядерное оружие.
Весь день звучат заявления и о том, что они готовы к аннексии еще части украинской территории. Говорят, что якобы нет помех для аннексии.
Также прозвучало и заявление о зерновом экспортном коридоре. Такое заявление, которое очевидно готовит условия, чтобы Россия снова сорвала экспорт агропродукции Украины и снова этим поставила десятки африканских и азиатских стран под угрозу голода.
Чем все это сопровождается? Я спрашиваю. Россия либо откровенно говорит, либо подразумевает, что мир просто «проглотит» все это: и ядерный шантаж, и преступную аннексию, и очередной массовый голод, которые в Кремле умеют устраивать.
Считаете ли вы такую ситуацию терпимой?
Когда кто-то один угрожает всем. Когда кто-то один считает, что имеет право убивать и морить голодом. Когда кто-то один обнаглел настолько, что ему недостаточно воровать деньги или ресурсы на своей территории, а он хочет воровать и с территории других.
Думаю, что для всех вас это не является нормальным. Даже на уровне риторики это уже преступления. Ядерный шантаж, аннексии, голод и что-либо подобное даже на уровне заявлений об этом заслуживают жестких действий. Я так думаю. Действий по недопущению любого катастрофического сценария. Но какие мы видим действия в связи с заявлениями, которые звучат из России? Это фундаментальный вопрос о лидерстве.
Здесь у вас, в стенах Гарвардского университета, наверняка должно быть особое чувство лидерства. Гарвард является одним из самых мощных мировых источников лидерства. Здесь получали образование и ключевые навыки сотни лидеров политики, юриспруденции, науки, бизнеса, других сфер человеческой деятельности. И в тех из них, кто был действительно успешным, вы можете заметить одну общую черту. Это способность действовать первым. Действовать на опережение. Действовать тогда, когда большинство еще не понимает, что действовать уже нужно. Или наоборот – когда все уже всё понимают, но настолько боятся страшных последствий, что просто замирают, когда нужно обезвредить их причину, пока она не разразилась катастрофой.
Это превентивность. Превентивность – это ключевой аспект лидерства. И именно в политике он работает наиболее очевидно.
Все мы знаем, что нужно использовать ремни безопасности в машине. Они спасают от последствий, которые могут быть, если произойдет авария. Мы не ждем аварии, чтобы лично убедиться, что ремни безопасности нужны. Мы доверяем опыту тех аварий, которые уже произошли.
Многие из нас – если не все – пользуются услугами страхования. Они могут быть разными, но устроены все примерно одинаково: в случае наступления негативных последствий человек получает компенсацию в соответствии с условиями договора. Договор страхования начинает действовать еще до того, как что-либо произойдет, и выступает гарантией – гарантией защиты.
Для всех нас норма, когда убийцу изолируют после обвинительного приговора суда. Мы знаем, что это не только расплата за совершенное преступление, но и способ обезопасить общество от нового убийства, которое может произойти, если убийца останется на свободе. Никто не хочет ждать второго убийства, чтобы убедиться, что убийца – точно убийца. За первое убийство же его осуждают. И это правильно. И это может быть и пожизненное заключение – в случае особой опасности деяния, совершенного лицом.
Все это – реалии. Все это – принцип превентивности. Он рядом с нами в обычной жизни, чтобы дать нам безопасность этой жизни. Именно так превентивность должна работать и при решении политических вопросов, и в международных отношениях. Должна работать.
Это то, что мы говорили в прошлом году, когда мир наблюдал, как Россия подвела к границе Украины армию для полномасштабного удара. Мы говорили: давайте действовать превентивно, уже сейчас, сразу, не дожидаясь, когда удар произойдет. Мы говорили: давайте действовать в отношении подготовки удара так, словно он произошел. Чтобы агрессор почувствовал болезненные последствия заранее – еще до того, как совершит непоправимое и начнет жестокую войну. Но… Но… Но…
Вы знаете, как развивались события. Когда превентивных действий нет, остается только одно – реагировать. А это всегда менее сильная позиция. Поскольку когда действуешь превентивно, ты автоматически – лидер ситуации, ты определяешь ее развитие. А когда ты вынужден реагировать, то должен еще побороться за лидерство. Ты должен сначала завоевать инициативу, а потом уже можешь работать на успех. Свой успех.
И вот сейчас мы находимся в таком же важном моменте, как тот, который был накануне полномасштабного вторжения. Это момент как раз для превентивных действий.
Россия заговорила о ядерном оружии. Российские пропагандисты говорят еще громче, чем раньше, что удары и аннексии ждут не только наше государство, но и других – от Казахстана до стран Балтии, от Грузии до Молдовы и Польши.
Российский Президент снова говорит – и очень откровенно, кстати, – о том, что ему хочется сломать зерновую экспортную инициативу, от которой зависит продовольственная безопасность десятков миллионов человек.
Посмотрите на ситуацию с атомными объектами Украины. Впервые в истории атомную станцию обстреляли из танков прямой наводкой. Впервые в истории крылатыми ракетами был нанесен удар по территории атомной станции.
Почему Россия все это делает? Она видит дефицит превентивности в мире.
Разрушительные последствия должны наступать для России уже. Уже за сам факт таких угроз, уже за сам факт такой риторики. Только превентивные действия могут показать, что мир ничего не «проглотит» и что агрессору придется заплатить за все это болезненную цену.
Делать это сейчас, действовать превентивно значит не допускать катастрофического вреда. Реагировать же, когда российские удары уже случатся, – это и получить вред, и оказаться на новом уровне эскалации.
На днях Россия надеется объявить о новой аннексии оккупированных территорий Украины. Это давно готовилось, это давно понятно. Мы видим эти псевдореферендумы на тех территориях, которые Россия хочет «проглотить». И мы знаем, что мобилизация в России объявлена не случайно именно накануне этой новой преступной аннексии. Цель очевидна – оккупант хочет забрать в армию жителей оккупированной территории. Либо тебя убьют, либо ты убивай – к такому выбору Россия хочет принудить сотни тысяч украинцев на оккупированных землях.
И нет превентивного санкционного удара, который показал бы России, что ей не удастся «проглотить» ни одной части Украины.
Когда возникает такой дефицит превентивности, когда лидерство проявляется уже только потом – в реагировании, в адаптации к негативным последствиям тех или иных действий России, то это приводит к потере времени, потере возможностей. К тому, что путь к миру становится длиннее.
Лидерство и мир – это две непосредственно связанные вещи. Факт заключается в том, что мы стали лидерами в войне. Мы все вынуждены были стать лидерами в войне – в противодействии злу, которое начало эту войну.
Мы добились беспрецедентного объединения свободного мира. И, кстати, я хочу поблагодарить Соединенные Штаты Америки и Президента Байдена, всех наших американских друзей за их вклад в это объединение. Это бесценный вклад.
Во-вторых, миллионы украинцев каждый день проявляют беспрецедентное личное лидерство. Вдумайтесь только в одну цифру – 30 тысяч. Почти столько украинских воинов уже удостоены государственных наград за храбрость за эти полгода. Но ведь дело не только в наших воинах.
Для Украины это народная война. Миллионы людей встали на защиту свободы, на защиту независимости.
Это дети, которые поддерживают военных: собирают деньги на оборону, пишут письма на фронт и просто носят воду ребятам на блокпостах.
Это тысячи волонтеров. Это наши героические врачи и медицинские сестрички. Они делают операции под обстрелами, принимают роды в бомбоубежищах, помогают тем, кто был искалечен российскими ударами.
Я могу привести много примеров, когда личное лидерство того или иного человека сейчас – от президентов государств, которые нас поддерживают, до обычных людей, которые выгоняют оккупантов из Украины, – являются составляющими нашего общего лидерства в войне и частичками нашей будущей победы.
Но мы должны научиться быть лидерами в мире! Мы должны сделать сейчас главный вывод.
Превентивность – это базовая вещь. Это то, что может сделать для поддержания мира больше всего.
Это то, что может быстрее остановить агрессию. Это то, что может спасти больше жизней, чем любое реагирование на беду, которая уже случилась. И это то, что может поддерживать мир в течение длительного времени, когда принцип превентивности положен в основу послевоенной архитектуры гарантий безопасности.
Именно это – наш, украинский взгляд на лидерство, на безопасность, на поддержание мира. Это то, что может и должно сработать. Это то, к чему мы призываем. То, что было положено нами в базу конкретных проектов решений.
Лидерство без превентивности не является полноценным. Без возможности действовать на опережение. Без способности бить тогда, когда видишь, что готовятся ударить тебя. Даже лучшая командная игра постфактум не дает тех возможностей, которые у тебя есть, когда ты умеешь воспользоваться моментом для превентивных действий. Когда умеешь действовать первым.
Свободный мир точно сильнее любых агрессоров и террористов. Свободный мир определенно победит в этом противостоянии с Россией. Мы сможем восстановить мир – я в этом не сомневаюсь. Но ответ на вопрос, когда это произойдет, зависит от ответа на вопрос, как часто мы будем действовать первыми.
Я благодарю за внимание!
Благодарю за поддержку Украины! И искренне желаю всем вам быть лидерами в той сфере, которую вы для себя избрали, или еще на этом пути – пути избрания.
Слава Украине!